Сразу после налета немецких бомбардировщиков на Москву 24 июля 1941 года советское руководство приняло решение нанести ответный удар и сбросить бомбы на Берлин.

Решить эту задачу было не так-то просто, для этого необходимы были дальние бомбардировщики. Тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» СССР принял на вооружение раньше всех в мире .
В тридцатые в Советском Союзе было построено более восьми сотен тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, на тот момент самых совершенных в своем классе. Подобных самолетов, да еще в таком количестве, не имела тогда ни одна страна мира. Однако к 1941 году ТБ-3 уже устарели.В начале Великой Отечественной войны Советский Союз, имея среди всех стран мира больше всего боевых самолетов, не имел стратегической авиации. Согласно справочнику «Боевой и численный состав Вооруженных Сил СССР в период Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Статистический сборник № 1», на 1 июня 1941 года из 18 759 боевых самолетов имелось 364 старых ТБ-3 (только 194 исправных), 2203 самолетов ДБ-3 различных модификаций и 9 тяжелых бомбардировщиков ТБ-7.
Пять авиационных корпусов Авиации Дальнего Действия в качестве основного самолета имели бомбардировщик ДБ-3 («Дальний Бомбардировщик — третий») конструкции С. В. Ильюшина. Сравнительно небольшой трехместный самолет Ильюшина мог доставить тонну бомб на расстояние чуть более трех тысяч километров. ДБ-3 мог летать и дальше, взяв дополнительное горючее, но тогда он брал меньше бомб. Первый налет на Берлин совершили 7 августа торпедоносцы ДБ-3Т авиации Балтийского флота.
Пятнадцать самолетов, с 500 кг бомб каждый, взлетели с самого западного аэродрома на острове Эйзель в Моозундском архипелаге. Пять самолетов сбросили бомбы на Берлин, остальные отбомбились по другим целям.Налет имел чисто психологическое значение, так как для серьезной бомбардировки просто не было возможностей. Задачей летчиков было попасть в сам Берлин, что при том уровне техники являлось не такой уж простой задачей.
Следующий налет запланировали на 10 августа — выполнять его должны были летчики только что сформированной 81-й авиадивизии. В нее собрали все имеющиеся на тот момент тяжелые бомбардировщики ТБ-7 (позже Пе-8) и дальние бомбардировщики ДБ-240 (позже Ер-2). Командовал дивизией комбриг, Михаил Васильевич Водопьянов, знаменитый летчик, совершивший несколько рекордных перелетов, участник операции по спасению челюскинцев. Получив письменный приказ за подписью Сталина от 8 августа, в котором предписывалось обязательное применение фугасных и зажигательных бомб и личное участие в налете, Водопьянов 10 августа перебросил на аэродром в городе Пушкин 12 самолетов ТБ-7 и 28 ДБ-240.
Операция проводилась в сжатые сроки в условиях строжайшей секретности. В результате о ней не оповестили войска ПВО и Балтийский флот. В ходе подготовки к полету выяснилось, что лететь смогут лишь 16 ДБ-240 и 10 ТБ-7. Причем перегруженным ДБ-240 просто не хватало длины взлетной полосы для разбега. Как только один ДБ-240 снес ограждения взлетной полосы, а у одного из ТБ-7 на взлете отказали сразу два двигателя и самолет разбился, взлет других самолетов был отменен.
В воздух успели подняться и взять курс на Германию десять самолетов, семь ТБ-7 и три ДБ-240. Неприятности у взлетевших начались сразу. Бомбардировщик Водопьянова был прямо на взлете атакован советским истребителем. Советские летчики-истребители просто не знали новых бомбардировщиков и принимали их за немецкие.
Альбом самолетов для зенитной артиллерии, в котором были впервые изображены бомбардировщики ТБ-7 и ДБ-240, был подписан в печать только 21 июня 1941 года и успел поступить далеко не все части. Водопьянов смог уйти от советского истребителя, а вот экипажу лейтенанта Б. А. Кубышко не повезло. Их ДБ-240 на обратном пути сбил свой же истребитель, и пришлось спасаться на парашютах. Самолет ТБ-7 капитана А. Н. Тягунина на обратном пути был сбит своими зенитками и разбился. Самолет ТБ-7 старшего лейтенанта А. И. Панфилова бы поврежден зенитками над Германией, на обратном пути у самолета отказали моторы и он сел на территории Финляндии. Уцелел только стрелок-радист, которого освободили из плена после Победы.
Бомбардировщик Водопьянова был сбит зенитками на обратном пути над Эстонией. Самолет посадили, и экипаж через четыре дня смог выйти к своим. Спасло то, что в составе экипажа был эстонец. Еще три ТБ-7 имели проблемы с двигателями, но смогли дотянуть до своей территории и сели в Торжке, Обухове и Ропше. Самолет Ер-2 капитана А. Г. Степанова пропал без вести. На аэродром в Пушкине вернулся только бомбардировщик старшего лейтенанта Пепегелова.
Долететь до Берлина и сбросить бомбы смогли лишь шесть самолетов, один экипаж не долетел, но сбросил бомбы на территории Германии.
В телеграмме командующего ВВС Красной Армии генерала Жигарева от 12 августа была сказано: «…10 августа на выполнение задания вылетели 7 ТБ-7 и 3 Ер-2. По предварительным данным, по цели работали 2 ТБ-7 и 2 Ер-2. Один ТБ-7 сбросил бомбы до подхода к цели, т. к. сдал мотор. О Водопьянове и Панфилове данных нет… Установить, почему имело место 3 случая отказа правой группы моторов, пока не удалось. …». Результат операции был плачевным.
Самой большой проблемой оказались даже не свои истребители и зенитчики, а ненадежные двигатели. Неполадки с моторами в полете были у всех десяти взлетевших бомбардировщиков. В такой ситуации проводить в спешке подобные операции — это лишь губить людей и машины. Сказались системные проблемы в авиационной промышленности, о которых можно написать целые тома. Впрочем, виноватым за все назначили Водопьянова. Его сняли с должности командира дивизии, но даже не разжаловали и оставили летать командиром корабля. Уж слишком понятно было, что он виновен меньше всех.
Свежие комментарии