На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай Попов
    Кто убил Сталина? Какая связь между убийством Сталина и «Мингрельским делом» 1951–1953 годов? https://topwar.ru/17942...«Перестройка Бери...
  • михаил дуванов
    ты глист вонючий только  дерьмо производить можешьТайны 22 июня. Ве...
  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...

Как Германия дезинформировала СССР перед своим нападением

25 мая 1941 г., за несколько недель до начала Великой Отечественной войны немецкий министр пропаганды Йозефф Геббельc сделал запись в своём дневнике: «Что касается России, то нам удалось организовать грандиозный поток ложных сообщений. Газетные «утки» не дают загранице возможности разобраться, где правда, а где ложь.

Это та атмосфера, которая нам нужна».

Период между началом Второй мировой войны и нападением Германии на СССР действительно был отмечен активной работой советской разведки и не менее активным распространением ложной информации немецкой пропагандой. СССР в это время стремился максимально нарастить свой военный потенциал, чтобы суметь дать отпор противнику. А Германия, в свою очередь, пыталась максимально дезинформировать, а затем застать врасплох противника.

Так ли силён Вермахт как его малюют

Как и любому государству, которое хочет обеспечить свою безопасность и быть готовым к потенциальному нападению, СССР в конце 1930-х гг. было необходимо знать какими силами располагала Германия. Но именно по этому вопросу Третий Рейх старательно и довольно успешно дезинформировал советское руководством.

Обращает на себя внимание несоответствие данных советской разведки относительно развития немецких вооружённых сил в 1940-1941 гг. нынешним оценкам. Согласно современным исследованиям, немецкое руководство намеренно сообщало ложную информацию о количестве военной техники, имевшейся на вооружении Германии. Так, например, в марте 1940 г. начальник боевого снабжения и генерал-инспектор истребительной авиации Э. Удет сообщил генерал-майору И.Ф. Петрову, что Германия в ближайшие месяцы будет выпускать 70-80 самолётов в день. Однако, по мнению историка А.С. Степанова, в действительности в тот период немецкая авиапромышленность производила не более 30 самолётов в день.

Одним из главных авиационных мифов Второй мировой войны можно считать историю истребителей «Хейнкель» He-113. Германии удавалось долгое время обманывать своих противников о наличии на вооружении Люфтваффе сверхсовременных истребителей. Информация об этом самолёте даже вошла в советский справочник «Самолёты Германии», изданный НКО в 1941 г. Немецкая пропаганда периодически выпускала фотографии несуществующих He-113, на которых в действительности были изображены истребители «Хейнкель» He-100, которые никогда не участвовали в боях, простояв всю войну на заводе в Мариэне. Однако цель была достигнута. В СССР настолько верили в существование истребителей, что в начале войны даже наградили нескольких лётчиков, которым якобы удалось сбить He-113.

Главный вопрос

Заключение советско-германского договора о ненападении в августе 1939 г. отсрочило нападение Германии на СССР, но со временем у советского руководства не могло оставаться сомнений, что нацисты готовились к началу войны на восточном фронте. Уже в августе 1940 г. Берия сообщал Сталину о том, что немцы начали строительство на границе с СССР укреплений. Помимо этого, по данным Генерального штаба, в октябре 1940 г. немецкие войска стали прибывать в Финляндию.

Вопрос заключался только в том, когда и на каком участке границы Германия нападёт на СССР. Что касается западного фронта, здесь Гитлер умело дезинформировал своих противников. С ноября 1939 г. по май 1940 г. он более 20 раз отдавал приказы о наступлении, которые затем отменял.

О том, что Германия пыталась запутать и СССР свидетельствуют разрозненные данные советских разведчиков, которые указывали различные даты начала войны. Так, например, 28 декабря 1940 г., через 10 дней после подписания Гитлером директивы № 21 о плане войны против СССР, военный атташе в Берлине полковник Н. Д. Скорняков сообщил, что «война будет объявлена в марте 1940 г.». Советский разведчик Рихард Зорге, а также руководители подпольной антифашистской организации «Красная капелла» в течение весны 1941 г. несколько раз докладывали о сроках начала немецкого наступления, но дата всё время отодвигалась.

Однако иногда советским разведчикам удавалось распознать заведомо ложные сообщения о дате начала войны. 6 мая 1941 г. нарком Военно-морского флота СССР Н.Г. Кузецов в донесении Сталину указывал, что «со слов одного германского офицера из ставки Гитлера, немцы готовят к 14 мая вторжение в СССР через Финляндию, Прибалтику и Румынию», отмечая при этом, что «сведения являются ложными и специально направлены по этому руслу с тем, чтобы дошли до нашего Правительства и проверить, как на это будет реагировать СССР».

О том, что Германия целенаправленно дезинформировала советских разведчиков о дате нанесения удара по СССР говорит и тот факт, что распоряжение о начале наступления было издано только 10 июня 1941 г. А значит вся информация, поступавшая до этого момента имела своей целью ввести противника в заблуждение.

Как вспоминал позже маршал Жуков, настоящая дата нападения Германии на СССР стала известна советскому руководству лишь накануне, 21 июня 1941 г

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх