Александр Майстровой
Историк Ашер Эдер убежден, что Израиль допустит величайшую ошибку, если примет, путь даже с оговорками, так называемую саудовскую инициативу.
АВТОГРАФ САУДОВСКОГО КРОНПРИНЦА
Один в поле не воин, утверждает известная поговорка. На протяжении уже двух десятков лет иерусалимский историк Ашер Эдер пытается опровергнуть данное утверждение.
Все это время он воюет с укоренившимися в массовом сознании стереотипами, политическими клише и иллюзиями.Израиль, в частности, и Запад, вообще, повторяет он, будут раз за разом наступать на одни и те же грабли, если не откажутся от сложившихся стереотипов в отношении арабов.
Сейчас Эдер более всего опасается, что израильские политики допустят крупнейший просчет за всю историю страны. Просчет под названием "саудовская инициатива". Израильское правительство подспудно готовит свой народ к принятию этой инициативы, от которой наша страна еще недавно, и вполне оправданно, категорически отказывалась. Теперь акценты сменились. Политические деятели, СМИ, аналитики и обозреватели настойчиво насаждают в обществе мысль, что саудовская инициатива может быть принята. Пусть с поправками, пусть в несколько измененном виде, но главное - принята. Что это откроет путь к миру, приведет к признанию Еврейского государства, изолирует Иран и "Хизбаллу", укрепит международную репутацию Израиля и т.д.
Результат промывки мозгов налицо: сегодня большинство граждан страны готовы поддержать эти предложения как едва ли не единственный выход из тупика.
Однако все эти аргументы, убежден Ашер Эдер, хотя и звучат логично и на первый взгляд даже убедительно, - не имеют никакого отношения к реальности.
"Саудовская иницитива" - это игра, фарс, пародия на мир, и маска будет сброшена в тот момент, когда соглашения с Израилем перестанут иметь значение для арабов."После Мюнхена, - напоминает Эдер, - приближенные Гитлера были смущены тем, что он подписался под договором, накладывающим некоторые обязательства на политику Германии. Знаете, что сказал им Гитлер? "Разве я подписался под чем-то? Чемберлен очень хотел получить мой автограф, и я сделал ему подарок. Вот и все".

Этот тот же подход, которого придерживаются арабы. Если Ольмерт или другой израильский правитель так хочет получить автограф саудовского кронпринца, последний сделает ему такое одолжение. За территориальные и прочие уступки, разумеется".
Израиль существует словно в безвоздушном пространстве, совершенно не понимая и даже не пытаясь понять ментальности народа, с которым надеется установить мир. "Путь к истинному миру лежит через священные тексты ислама, - говорит Эдер. - Ислам - душа арабского общества. Мусульмане не отделяют религию от по-литики, мировоззрения, повседневной жизни. Израиль в глазах арабов будет "проклятым государством" до тех пор, пока мусульманское духовенство не благословит его, не санкционирует его право на существование. Если этого не произойдет, любые переговоры бессмысленны".
Израиль до сих пор не понял принципиального момента: арабская политика в отношении еврейского государства, или "сионистского образования", как они его называют, - ничто иное, как священная война, джихад. Речь не идет об отдельных призывах в отдельной стране арабского мира. Речь о идет о тотальном джихаде, о целенаправленной, долгосрочной стратегии, конечная цель которой - уничтожение Израиля. Для реализации этой цели годятся все средства - как прямые военные действия, так и политическая ложь и обман.
Стратегия эта, говорит Эдер, не имеет никакого отношения к внутриполитической борьбе в их собственном - арабском и мусульманском - мире, к противоборству так называемых светских и религиозных фракций. Более того, установка на тотальный джихад против Израиля - и против евреев вообще - сформировалась во время правления египетского президента Гамаля Абдель Насера, который, как известно, вошел в историю как светский правитель социалистического толка. Однако, именно после поражения в Шестидневной войне, Насер созвал конференцию арабских религиозных лидеров, на которой была сформулирована и принята концепция антиизраильского джихада. И с того момента арабы последовательно и целенаправленно реализуют ее.
ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Конференция проходила в Каире в 1968 году. Она была посвящена изучению природы сионизма и носила, на первый взгляд, формально беспристрастный и академический характер.
"Помнится, поначалу, узнав о предстоящей конференции, я испытал оптимизм, - вспоминает Эдер. - У меня появилась надежда, что после проигранной войны, арабское духовенство непредвзято и объективно проанализирует свою политику в отношении Еврейского государства и примет как данность, что сионизм - это не разновидность империализма, но воплощение библейских пророчеств, которые содержатся в Коране и ОБЯЗЫВАЮТ мусульман уважать евреев и способствовать их возвращению на Землю обетованную. Но очень быстро я осознал, насколько нелепы были эти иллюзии. Все речи, звучавшие из уст вполне уважаемых и солидных религиозных деятелей на этой конференции, были не чем иным, как делигитимацией Израиля. Даже хуже того -обоснованием права на геноцид евреев.
Я был потрясен услышанным. Вещи, которые говорились там против евреев, были настолько отвратительны, что им могли позавидовать нацисты. Я обнаружил, что ислам как религия стал оружием, направленным на уничтожение Израиля. Для этого исламские религиозные тексты были извращены до неузнаваемости и стали, по сути дела, псевдорелигиозным обоснованием ненависти".
Один из выдающихся исламских ученых того времени шейх Абдалла эль-Мешад сравнивал евреев с Каином, поднявшим руку на своего брата. Евреи, - говорил и писал он, - делали все, чтобы воспрепятствовать утверждению ислама, и использовали для этого самые гнусные и недостойные способы. Вот точная цитата из одной из его проповедей: "Не счесть интриг и заговоров, которые плели евреи против ислама в пору его возникновения. Потребуется множество страниц, чтобы перечислить их преступления против ислама... Они, - евреи, - заслуживают того, чтобы называться худшими тварями в истории человества. Это - наихудшие твари, от которых Бог отвернул свой лик. Они не верят ни во что и не боятся Божьей воли". Шейх приписывал евреям убийства великих деятелей ислама в первую пору его существования, и в частности - халифа Омара.
Многие исламские ученые, говорит Ашер Эдер, еще тогда (задолго до "Аль-Каиды", Осамы бин-Ладена, американской оккупации Ирака) облекали конфликт с Израилем в форму священной войны против "крестоносцев".
"Мы, Улема (мусульманская община), должны возродить героический дух наших праотцев, боровшихся против крестоносцев. Мы должны сбросить маску с сионизма, и тогда мы увидим в нем все тот же дух крестовых походов. Сионисты - враги человечества, они - возрождение империализма и колониализма", - цитирует Ашер Эдер ректора университета Эль-Азхар в Египте (ведущего учебного заведения арабского мира), верховного имама шейха Мамуна. Мамун повторяет известное высказывание в устной исламской традиции, согласно которому придет время, когда евреев будут убивать за каждым камнем, за которым они прячутся.
- Слова Мамуна, - говорит Ашер, - это отражение еще одной важной и характерной черты в мировоззрении арабов, так и не понятой израильскими правителями-социалистами. А именно: Израиль ассоциируется у арабов с крестоносцами и колонизаторами. Мусульмане живут, в отличие от европейцев, в прошлом. А прошлое для них - это непрекращающиеся войны с христианством. Сперва - с Византией, затем - с крестоносцами (наиболее трагическая и болезненная страница в истории ислама, несмотря на его конечную победу) и, наконец, - с европейскими державами в XIX столетии.
Арабское мироощущение, прошлое и нынешнее, можно определить одной короткой фразой: "Все, что приходит с севера от Средиземного моря, - зло". И трагедия Израиля в том, что он предстает в глазах арабов исключительно как представитель Запада, вобравший в себя худшие его черты.
- Израильские лидеры не смогли, и даже не пытались представить сионизм как воплощение библейских пророчеств и тем самым обрекли себя на ненависть со стороны мусульман, - говорит Ашер.
"Сионизм - это приемное дитя империализма и новая отвратительная форма крестового похода, развернутого христианским Западом против мусульманского Востока, чтобы покорить мусульман", - провозгласил на той же конференции еще один исламский теолог - Абдалла Хамун из Марокко. Здесь же, на конференции в Каире в 1968 году, сформировалась еще одна концепция, которая была взята на вооружение исламистами и активно используется в наше время. Суть ее - в отождествлении сионизма и иудаизма. Тогда эту мысль высказали несколько "ученых мужей".
Президент Исламского университета в Омдурмане (Судан) доктор Камаль эль-Бакер: "Иудаизм - это не просто религия, это своеобразная идеология, и сионизм - воплощение этой идеологии, облаченной в политическую форму. Документ, провозглашающий создание Государства Израиль, подтверждает этот факт. Сионизм - средство, с помощью которого иудаизм реализует себя вопреки чаяниям народов региона".
Главный муфтий Ливана шейх Хасан Халед: "Нынешняя битва - не просто сражение между двумя враждующими сторонами. Эта схватка между двумя религиями, одна из которых, - сионизм, является раковой опухолью человечества".
Свежие комментарии