«Есть женщины в русских селеньях» – бессмертная строка Некрасова цитируется применимо ко всем историческим эпохам существования Российского государства.
В Великую Отечественную войну подвиги русских женщин исчислялись миллионами. Одна из них – сельский врач Варвара Нескоромных. О ней рассказала заведующая домом-музеем В.
Я. Ерошенко – структурным подразделением Старооскольского краеведческого музея Татьяна Новикова.«Им нужна моя помощь»
В годы Великой Отечественной войны на территории Белгородской области располагалось 408 госпиталей, в которых самоотверженно трудились наши медики. Среди них – врач из больницы села Знаменка нынешнего Старооскольского городского округа Варвара Нескоромных. Ровесница неспокойного ХХ века – она родилась в 1900 году. В Знаменской больнице работала с 1933 года.
Шёл второй год войны, неудачный для советских войск. Немцы непрерывно наступали. 2 июля 1942 года Варвару Никитичну срочно вызвали в райвоенкомат. Ей приказали без промедления отправлять в тыл раненых, так как фашисты подошли к Старому Осколу. Но сделать это не удалось – немцы уже перекрыли дорогу.
Участь людей на оккупированных территориях везде одинакова. Их задача – выжить при создавшемся режиме. Тем, кому грозит опасность, нужно замаскироваться. Прятались коммунисты, раненые красноармейцы – все, кто так или иначе привлекал внимание гитлеровцев.
«Варвару Никитичну могли угнать в Германию, – рассказывает Татьяна Новикова. – Местные жители спрятали доктора от немцев. Но когда она узнала, что в окружении врага осталось много наших раненых бойцов, то заявила: «Им нужна моя помощь! Будь что угодно, но я должна их лечить!».
Никто не ушёл
Решила, что нужно лечить раненых красноармейцев в больнице – под видом гражданских лиц. Собрав оставшихся коллег, Варвара Никитична сказала им всю правду о том, чем придётся заниматься, с каким риском предстоит спасать раненых.
«Кто не хочет рисковать своей жизнью, лучше сразу пусть уходит», – сказала она.
Никто не ушёл. Распределив обязанности, медики остались помогать раненым. Никто не сник перед, казалось бы, непреодолимыми препятствиями. Из больницы гитлеровцы забрали инструменты и лекарства.
Варвара Никитична до войны трудилась врачом-педиатром. Сложных операций никогда не делала, а тяжелораненые нуждались именно в этом. Но оказалось, что жители Знаменки прячут от немцев военного врача, оказавшегося в окружении.
Тайком коллеги встретились. Капитан медицинской службы Екатерина Ивановна Дубинина из Подмосковья была военным хирургом. И она сберегла необходимый операционный инструмент.
Военная хитрость
Врачи прооперировали десятки раненых. Но тайну сохранить не удалось. Через некоторое время Варвару Никитичну под конвоем доставили в комендатуру. «Вы доктор, вы лечите и укрываете партизан. Что ж, великой Германии нужны рабочие руки. Вы будете лечить мужчин для отправки в Германию», – заявили ей в комендатуре.+
Вернувшись из комендатуры, Варвара Нескоромных собрала всех и сказала:
«Под угрозой виселицы приказали лечить раненых для отправки в Германию. Но мы должны сделать всё возможное, чтобы ни одного солдата не угнали в неволю. Тяжелораненых остричь, а на дверях написать: «Тиф. Вход опасен!». Температуру проставлять высокую».
За ночь врачи переставили койки по‑новому. Тех раненых, которые могли ходить, забрали местные жители. Лежачих остригли, словно тифозных. И немцы поверили.
«Как родная мать»
«Самой большой наградой для Варвары Нескоромных и других врачей из импровизированного госпиталя в Знаменке были слова благодарности в письмах, приходивших с фронта», – говорит Татьяна Новикова.
Многие красноармейцы, которых вылечила от ран и спасла от неминуемой гибели в дни оккупации 1942–1943 гг. доктор из Знаменки Варвара Нескоромных, вернулись в строй. Некоторые участвовали в Курской битве. С фронта они присылали ей письма.
«Здравствуйте, Варвара Никитична! Сердечно благодарю за то, что Вы первая, как родная мать, пришли на помощь нам, раненым. Вместе с нами Вы пережили все невзгоды фашистской оккупации. Это вы, рискуя своей жизнью, лечили нас и укрывали от угона в Германию, собирали для раненых продукты и лекарства у населения. А ведь нас был не один десяток…
Степан Фёдорович Петунов. 17.X. 1943 г.»
Танкист Сапожников
Константин Сапожников, которого вылечила Варвара Никитична, воевал на Курской дуге в составе 228-го танкового батальона 96-й танковой бригады. В его наградном листе записано, что лейтенант Сапожников, командир танка Т-34, при взятии колхоза «Завет Ильича» и населённых пунктов Марки, Юдино, Подгорное врывался в них первым, лично уничтожил до 200 солдат и офицеров, пять ручных пулемётов, два станковых. В направлении деревни Мелехово сдержал натиск продвигающегося противника и уничтожил танк Т-VI «тигр» и два лёгких. Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени.
На Курской дуге 96-я отдельная Шуменская танковая бригада имени Челябинского комсомола попала под главный удар 2-го танкового корпуса СС. В течение трёх с половиной суток, с 5 по 8 июля, танкисты вместе с бойцами 375-й стрелковой дивизии сдерживали танковую дивизию СС «Мёртвая голова» у северных окраин Белгорода на рубеже Шопино – Вислое.
С 8 по 11 июля, уже в составе 69-й армии, Сапожников вместе со своими танкистами сдерживал немецкую 19-ю танковую дивизию 3-го танкового корпуса на рубеже Хохлово – Дальняя Игуменка (всё это сёла под Белгородом), практически обескровив её. Совершили дерзкий рейд по тылам врага от Киселёво до Ржавца.
В августе 1943 года бригада участвовала в освобождении Харькова. От Харькова в составе 37-й армии она прошла путь до столицы Болгарии – Софии. Форсировали Днепр, Буг, Днестр, Дунай.
А мужественный врач Варвара Никитична Нескоромных благополучно прошла всю войну. В 1948 году она уехала с Белгородчины в Неман Калининградской области. Удочерила девочку из детского дома. И прожила жизнь, будучи окружена всеобщим уважением.+
Олег Гончаренко
https://www.belpressa.ru/news/news/ya-dolzhna-ih-lechit-kak-...
Свежие комментарии