БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 806 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Eвтеев
    Глупый вопрос в заголовке. Да просто пиндосам надо было в натуре испытать бомбу, а не на полигоне, и оценить ...Хиросима и Нагаса...
  • Дмитрий Литаврин
    Балхаш и Байкал у атора - одно и то же? А зачем было немцам садиться на Балхаше? И с чего автор взял, что гидросамолё...Фашистские «Юнкер...
  • Александр Бакаев
    Не надо переписывать, изменять Историю! Страна называлась СССР, Общество было Советским, люди ,воины.., были Советски..."Сумасшедший русс...

Варшава не хочет отдавать присвоенные ценности. Но «виновата» Россия

На днях The New York Times обвинила Польшу в том, что она проводит «плохую работу» по возвращению владельцам более 63 000 произведений искусства и культурных ценностей, многие из которых были украдены нацистами у евреев. В ответ министр культуры Польши выступил со статьей, в которой обвинил Россию в удерживании «сокровищ польской национальной культуры», захваченных Советским Союзом во время Второй мировой войны или после нее. Ответил американцам, так сказать.

Варшава не хочет отдавать присвоенные ценности. Но «виновата» Россия

Вице-премьер Польши и министр культуры Петр Глинский выступил сегодня, 17 января, со статьей в польской газете Rzeczpospolita, в которой обвинил Россию в удерживании «сокровищ польской национальной культуры», захваченных Советским Союзом во время Второй мировой войны или после нее. Их возвращение в Польшу является одним из условий для добрососедских отношений, пишет Глинский.

Министр культуры спикировал на слова российского президента Владимира Путина о том, что после Второй мировой «в наших архивах было найдено довольно много документов из Восточной Европы и Германии». По словам Глинского, «вторжение Германии и Советов в Польшу в 1939 году положило начало непрерывному грабежу страны, продолжавшемуся шесть лет». Он напомнил, что немцы вывозили определенные «сокровища польской национальной культуры» в Рейх или складировали на «оккупированных территориях».

И «когда Красная армия вошла в разграбленные польские земли в 1944 году, на этот раз в качестве члена антигитлеровской коалиции, поляки могли надеяться, что время этого беспрецедентного в истории разграбления их национального наследия прошло». Но, заявляет министр культуры, советские «трофейные бригады» не проводили различий между польской собственностью и немецкой, поэтому «польские архивы и культурные ценности были незаконно вывезены в Россию». Как подчеркнул Глинский, «Польша будет постоянно требовать их возвращения». Но кому на самом деле оппонировал вице-премьер?

Варшава не хочет отдавать присвоенные ценности. Но «виновата» Россия

Солдаты Красной армии выводят освобожденных узников концлагеря Аушвиц-Биркенау в Освенциме

На первый взгляд, как он и пишет — Москве. Тем более что с конца прошлого года польская политическая рать мобилизована на отражение «российского исторического ревизионизма» по части подготовки и начала Второй мировой войны, судьбы европейских евреев. Однако, на наш взгляд, своей публикацией Глинский попытался увести внимание от темы, которую 12 января подняла в своей статье The New York Times. Как сообщило это американское издание, и по сей день идет работа по возвращению владельцам более 63 000 произведений искусства и культурных ценностей, многие из которых были украдены у евреев. Но «эксперты говорят, что Польша проделала плохую работу». В частности, по отношению к голландским евреям, чья собственность была захвачена нацистами, оказалась в «оккупированной немцами Польше и теперь является частью официальных музейных коллекций». По словам профессора права Гданьского университета Камиля Зайдлера, «польское правительство хочет получить назад как можно больше, но они не хотят ничего возвращать другим». В свою очередь американский историк и архивист Патриция Кеннеди Гримстед, которую цитирует газета, отмечает, что в Польше до сих пор отсутствует рабочая процедура рассмотрения требований о реституции жертвам Холокоста как внутри страны, так и из-за рубежа.

«Министерство культуры Польши, которое активно добивается возвращения произведений искусства, награбленного нацистами в Польше, сочло критику несправедливой», — констатирует The New York Times. Однако с США министр Глинский спорить не решается. Вместо этого он открывает «второй фронт» на российском направлении. А поможет? Поднятие американской газетой вопроса о реституции в эти январские дни случайным не кажется. 27 января в Освенциме польские власти проводят мероприятия в честь освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау, кстати, освобождения той самой Красной армией, которую сегодня не любят в Варшаве. Ранее, 22−23 января в Иерусалиме это событие будет отмечено в рамках пятого Всемирного форума памяти холокоста, куда едет Путин и не едет президент Польши Анджей Дуда. На днях некоторые польские средства массовой информации сообщили, что статус американской делегации, которая прибудет в Польшу, окажется понижен по сравнению со статусом аналогичной делегации, которая прибудет в Израиль. Если в Иерусалиме ждут вице-президента США Майка Пенса, то в Освенцим приедет будто бы министр финансов США Стивен Мнучин, выходец из еврейской семьи. Его предок Аарон, уроженец города Елец Липецкой губернии, перебрался из Российской империи в Бельгию, а оттуда в 1916 году — в Соединенные Штаты. 

 
Варшава не хочет отдавать присвоенные ценности. Но «виновата» Россия

Стивен Мнучин

Но в польских делах непосредственного участия министра финансов до сих пор не замечалось. Другое дело, что Вашингтон вопреки желанию Варшавы не собирается отказываться от положений американского закона № 447 о «реституции утраченного еврейского имущества» (евреев, погибших на польской земле во время Второй мировой войны и не оставивших наследников). Очень этот закон непопулярен в Польше, постоянно говорится, что США не должны применять его против своего «главного союзника» в Европе. Однако Вашингтон держится. Как недавно констатировала посол Соединенных Штатов в Польше Джорджетт Мосбахер, тема реституции «не уйдет с повестки дня, возможно, никогда, а, возможно, до того момента, пока Польша не решит, как к ней подойти». Очевидно также и то, что, при всех реверансах в адрес Варшавы по ряду спорных моментов трактовки Второй мировой войны, кое-что еврейские организации прощать ей не собираются. Более того, говорится, что Польша подает дурной пример остальным в контексте принятого там законодательного запрета обвинять поляков в соучастии в нацистских преступлениях. Когда Вильнюс недавно заявил о разработке законопроекта, в котором будет постулироваться неучастие Литвы и литовцев в Холокосте, 91-летняя Роза Блох, выжившая в гетто Каунаса (Ковно), заявила в интервью Jewish Telegraphic Agency«Эти утверждения настолько явно лживы и возмутительны, что это могло быть только результатом польского законодательства. Литовцы видели, что это работает в Польше, поэтому они тоже пошли вперед».

Комментируя нежелание возвращать находящиеся сейчас в польских музеях произведения искусства, украденные во время войны оккупантами, та же Rzeczpospolita на днях замечала, что «Польше удобно быть жертвой», но сами «мы должны действовать «морально» по отношению к тем, кто требует освобождения «военных заложников» из польских музеев». Судя по словам министра культуры Польши, подход принят иной.

Источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх