На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

Лучшее с Урала

В царское время продукция с Урала являлась визитной карточкой российской обрабатывающей промышленности. Особенно высоко ценились изделия местных камнерезов, ювелиров и оружейников. Что с ними теперь?

Камнерезы Татищева

Василий Татищев особенно известен как историк, именно он написал первый фундаментальный труд по истории российского государства.

В то же время на Урале и за рубежом его имя связывают с камнерезным производством. В 1720 году по поручение Петра 1 ему поручено побывать «в Сибирской губернии на Кунгуре и в прочих местах, где обыщутся удобные места, построить заводы и из руд серебро и медь плавить». Речь шла о районах Среднего Предуралья. Вскоре там по приказу Татищева было создано Сибирское высшее горное начальство, которому было предписано организовать различные экспедиции по розыску цветных камней. Параллельно с открытием новых месторождений мрамора, яшмы, мурзинских топазов, сердолика, горного хрусталя развилась русская школа камнерезов. Главными заказчиками стала царская семья. Многие изделия и до сих пор поражают воображение, например, овальная чаша из родонита, являющая в наши дни экспонатом Эрмитажа. Её изготовили из тысячепудовой глыбы розового орлеца, причем на это ушло 10 лет. Письмо заказчику, в котором поясняются особенности обработки, говорит о высоком профессионализме екатеринбургских камнерезов. В частности, мастера сообщили «Камень этот, имеющий черноватые прослойки, не может обрабатываться отсечкою, хотя ускоряющей работу». В 1870 г. чаша, показанная на Всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге, оказалась настоящей сенсацией.

урал_4

Сейчас:

В советское время Екатеринбургская гранильная фабрика, на которой была изготовлена знаменитая овальная чаша из родонита, была переименована в «Свердловскую гранильную фабрику». Именно на ней были изготовлены кремлевские рубиновые звёзды. Позднее в В 1977 году предприятие вновь поменяло название и стало Производственным объединением «Уральские самоцветы». В 2003 году знаменитая фабрика закрыла свои двери и юридически прекратила существование. Вскоре усилиями энтузиастов она вновь была возрождена в «Завод Русские самоцветы», который сегодня является «Завод Русские самоцветы».

Русская мозаика

Изготовление монолитных изделий из цветных камней являлась не только трудозатратным, но чрезвычайно дорогим по себестоимости. Особенно это, прежде всего, касалось малахитовой продукции. Впрочем, на начальном этапе такой подход себя вполне оправдывал, поскольку Гумешевский и Меднорудянский рудники обеспечивали камнерезов малахитовыми глыбами весом до ста пудов каждый. К примеру, для облицовки малахитового зала Зимнего Дворцы был добыт пласт малахита весом 25 тонн. В то же время структура этого цветного камня была насыщена пустотами, как мелкими – с трещину, так и крупными. Именно поэтому была разработана технология, получившая название «русской мозаики». В отличие от имеющих на то время европейских методик уральский способ позволял облицовывать круглые и овальные поверхности. В распоряжении русских камнерезов было пять видов мозаики. Вот так описывал данную технологию «поэт камня», академик-минералог Александр Ферсман: «Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Это способом, изобретенным еще во второй половине XYIII века, русские мастера облицовывали огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму».

урал_3

Сейчас:

Гумешевский рудник, который считался главным поставщиком малахита, был закрыт в конце 19 века в связи с затоплением. Считается, что к этому времени из неё был добыт практически весь малахит. В то же время Профессор Г. Н. Вертушков, проанализировав ситуацию, пришел к выводу, что «коренные месторождения раньше вообще не разрабатывали, а геологический анализ месторождения приводит к заключению об исключительно высокой вероятности их существования». По его словам, речь может идти о малахитовом оруденении, которое залегает на глубине от 70 до 130 метров. Что касается, Меднорудянскго рудника, то добыча малахита на нем прекратилась в 1913 году по причине исчерпания запасов. В настоящее время производство изделий из малахита по технологии «русская мозаика» практически не ведется.

Каслинское литьё

В 90 километрах от Челябинска среди озёр Иртяш, Большие и Малые Касли, Киреты и Сунгуль находится небольшой город Касли, населением всего 16 тысяч человек. Между тем среди ценителей художественных изделий из чугуна и бронзы его имя известно во всем мире. Точнее говоря, каслинское литьё является одним из русских брендов, наряду с автоматом Калашникова, водкой, черной икрой и Гагариным. Во всяком случае, так скажет любой коллекционер кабинетной роскоши из Америки или Европы.

урал_2

История этой славы началась в 1747 году, с решения тульского купца Якова Коробкова о строительства в селенье Касли чугуноплавильного завода. Оказалось, что эти места богаты не только рудой, но и редкими по качеству формовочными песками. Благодаря этому, удалось наладить сложную технологию литья из чугуна высокохудожественных изделий, в частности статуэток, половых плит с орнаментальными рельефами, ажурных тарелок и подсвечников. Вначале XIX века каслинское литьё получило второе рождение. Произошло это после приезда на завод петербургских художников М. Канаева и Н. Баха, которые усложнили орнаменты, в том числе и за счет ручной чеканки. Настоящий триумф пришел к уральцам в 1900 году на Всемирной выставке прикладного искусства в Париже, на которой европейцы были потрясены видом чугунного павильона (архитектора Е.Баумгартена) в византийском стиле, изготовленного по технологии каслинского литья.

касли_1

Сейчас:

После революции каслинское литье переживало не лучшие времена. лишь в 1934 на заводе вновь начинается постоянный выпуск продукции художественного литья. В соответствии с общественным строем в основном производились барельефы революционной тематики. В настоящее время Каслинский завод является одним из лучших российских предприятий по выпуску изделий архитектурного и художественного литья.

Златоустовские клинки

Непревзойденную славу Уралу принесли Златоустовские клинки, прежде всего, за счет высокохудожественной гравюры - чеканки на стали. В XVIII веке мастера-оружейники из Златоуста создали свои технологии золочения, воронения и травления, что позволило им стать главными поставщиками элитного холодного оружия офицерам и генералам царской армии. Например, сабля князя Г.С. Волконского, украшенная гравюрой богини Ники и гербом князей Волконских, считается одним из первых образцов парадного оружия такого высокого уровня.

Именно после неё Златоустовская оружейная фабрика получила сначала российское, а потом и европейское признание. В 1820 году пришел приказ из Петербурга: «Требуется, чтобы каждый год была такая доставка, а честь и обязанность начальства должны состоять в том, чтобы последующая доставка превосходила в совершенстве предыдущую».

В 1824 году в Златоуст приехал император Александр I, чтобы воочию увидеть производство парадных клинков. Журналист и просветитель Павел Свиньин в журнале «Отечественные записки» в этой связи написал: «Оружейная фабрика — главная достопримечательность Златоуста, предмет, достойный обратить на себя внимание всей просвещенной Европы». С такой позицией были согласны и иностранные специалисты. В частности президент Королевского географического общества Англии Родерик Мурчисон, посетивший город в 1841 году, дал следующую оценку: «Златоустовский завод назвать можно Шеффилдом и Бирмингемом хребта Уральского; находящаяся в нем фабрика холодного оружия стоит на высокой степени совершенства, вообще завод, прекрасно устроенный в отношении быта его жителей, составляет одну из блестящих местностей Российской Империи».

Кстати, Златоуст оказался одним из немногих провинциальных городов, который удостоился визитов многих руководителей России. Были здесь цесаревич Александр (будущий Александр II) и царь Николай II, а также советские лидеры - Владимир Ленин, Иосиф Сталин и Леонид Брежнев.

Сейчас:

После революции знаменитая оружейная фабрика потеряла свой статус и стала одним из цехов Златоустовского механического завода, называемого ныне АО «Булат». Несмотря на то, что выпуск боевых клинков было свернут после 1945 года, подарочное и парадное офицерское оружие изготавливают регулярно. И по сей день Златоустовское холодное оружие является одним из лучших в мире.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх