Весна 1945 года для Третьего Рейха была периодом агонии. Правительственная верхушка давно сидела в бункерах и продолжала отдавать немыслимые приказы, армии Вермахта отступали или сдавались в плен, а народ пытался выжить в аду последних дней войны. И в этот самый период происходит одно из самых (если не самое) странных сражений Второй Мировой.
Итак, дамы и господа, битва у замка Иттер.
Сам замок Иттер ведет свою историю аж с XIII века. Нацисты приспособили его в качестве темницы для высокопоставленных французских заключенных. В их число входили такие личности, как Поль Рейно, Эдуард Даладье, Мишель Клемансо (сын того самого Клемансо) и даже теннисист Жан Боротра.
Собственно, сам замок
Охраняли заключенных обычные солдаты Вермахта, а прислугой были заключенные прямиком из Дахау.
Но то все была предыстория, а теперь начнется самое интересное.
Утром 4 мая 1945 года узники обнаруживают, что их надзирателей в замке больше нет. Начальник охраны и его подчиненные бежали, опасаясь приближения американских войск. Тогда было решено отправить посыльного с письмом к янки, чтобы те освободили французов из опостылевших им стен.
Карта местности вокруг замка
На вылазку вызывается Андреас Кробот, работавший в замке поваром. К часу дня он добирается до городка Вёргль и в поисках американцев встречает бойца Австрийского Сопротивления, который представляет Кробота необычному союзнику: майору вермахта Йозефу Ганглю. Тот уже давно поставляет оружие антифашистам, сопротивляется как может, да и вообще славный малый.
А вот и сам майор
Однако людей у майора не сильно много, поэтому Андреас отправляется на поиски дальше, правда уже в компании новых союзников.
К середине дня Кробот и Гангль оказываются в соседнем Куфштайне, где им все же удается найти американцев и передать им письмо. Капитан Джек Ли, командир одного из танков, изучив письмо, радирует в штаб о том, что они едут спасать французов, сажает четырех солдат себе на броню и на всех парах выдвигается к замку в сопровождении немецкого БТРа Гангля.
Вечером к замку прибывает самый странный спасательный отряд из тех, что могли появиться: «Шерман» капитана Ли по прозвищу «Бешеная Дженни», немецкий БТР и грузовик с десятком солдат вермахта на борту во главе с майором Йозефом Ганглем. А встречает их… правильно, бывший солдат СС Курт-Зигфрид Шрадер, который тоже примкнул к защитникам замка. Компания собралась что надо, можно теперь и повоевать.
Оставив танк у моста с двумя членами экипажа на борту, Ли начинает готовиться к обороне. Поль Рейно заявляет, что французы тоже будут сражаться, оружие их надзиратели в спешке оставили в замке, на что справедливо посылается американцем далеко и надолго.
Следующим утром к замку подходят остатки 17-й танково-гренадерской дивизии СС «Гёц фон Берлихинген» с довольно простым приказом — уничтожить всех обитателей замка.
Заключенные, не до конца понимая всей сложности ситуации, мирно прогуливаются по замку, оживленно беседуют и вообще ведут себя не совсем так, как надо бы, когда с минуты на минуту вас придут убивать. Однако первое попадание немецкого орудия в западную стену замка быстро развеивает эту непринужденную атмосферу. Следующим снарядом оказывается подбит «Бешеный Дженни».
Французы, наблюдая за горящим танком, не выдерживают. Рейно позже напишет в своем дневнике: «Танк был уничтожен, и противник мог в любой момент ринуться через мост. Я взял пистолет-пулемёт и занял позицию на переднем дворе Иттера. Ко мне присоединились Клемансо, Гамелен и Боротра. Мы открыли огонь в южном направлении, по оврагу».
И тут Гангль, видя, что Рейно слишком неаккуратно подставляется под пули, бросается к нему, дабы уберечь экс-премьер-министра, но сам хватает свинца выше нормы и погибает.
Майор вермахта погибает, пытаясь спасти французского министра, от пули солдата СС. Где вы еще такое встретите?
Бой все продолжался, а вот боезапас защитников стремительно подходил к концу. Подкреплений не предвиделось, поэтому Ли принимает решение отправить посыльного. Добровольцем вызывается Боротра, имеющий отличную физическую подготовку и недюжинную смелость. Под видом беженца, одетый в лохмотья, он покидает замок и встречает на пути пулеметный расчет СС-овцев. Те, однако, не открывают огонь, «беженец» все-таки. Через десять минут он оказался на ферме, находившейся в полумиле от замка, которую к тому времени уже заняли солдаты майора Крамерса из 103-й пехотной дивизии США. Набрав в союзники побольше янки, Боротра выдвигается к замку.
Но его опережают. К 4 часам дня к замку подходит подполковник Джордж Линч со своим 142-м пехотным полком США, и части СС в беспорядке отступают. Осада была снята, пленники освобождены и вообще все довольны. Вот так и закончилась самая странная битва ВМВ.
Слева направо: Морис Гамелен, Мишель Клемансо, какой-то янки и Поль Рейно во дворе замка после снятия осады
Ну а как же сложилась судьба наших героев после описанных событий?
Капитан Ли — вернулся в США, трижды был женат, пытался влиться в ряды бизнесменов, но так и не срослось. Умер в 1973 году, предположительно от отравления алкоголем. (Еще бы, такое увидеть, немец француза защищает)
Поль Рейно — в 1946 году был переизбран в Палату Депутатов и в дальнейшем продолжал крутиться в политических кругах Франции. Имел трех детей от своей секретарши, а в последующем и жены, Кристианы Мабир.
Эдуард Даладье — вернулся в политику, был избран в Национальное собрание, с 1953 по 1958 год занимал пост мэра Авиньона.
Курт Шрадер — был арестован за свое СС-овское прошлое, но именно за участие в обороне замка был оправдан и воссоединился с семьей.
Ну а именем почти что главного героя битвы, Йозефа Гангля, назвали улицу в Вёргле.
Вот такие дела творились в Германии в 1945 году. Виной тому предсмертные муки Третьего Рейха, или же это обычная военная случайность — кто знает…
Источник: Cat_Cat Автор: Семён Чайка
Личный тег автора в ВК — #Житель@catx2
Свежие комментарии