На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Alexei Petrovsky
    Эх ты, черный мудиц пиздории! Подучи русский язык, дубина! 😝Зачем Хрущев гром...
  • Анатолий Рыжакин
    👍Американцы подгот...
  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...

Князь Андрей Боголюбский. Первый великоросс

Историк Василий Ключевский считал, что именно Андрея Боголюбского можно считать первым русским самодержцем, в лице которого на историческую сцену впервые выступал великоросс. Но выход этот закончился трагично.

Благоверный князь
Успенский собор во Владимире, Спасский и Воскресенский монастыри, Спасский храм в Переславле, церковь Святого Федора Стратилата, церковь Покрова на Нерли и многие другие храмы построены в правление князя Андрея Юрьевича.
Для этого он приглашал византийских мастеров, приказывал везти белый камень из Волжской Булгарии. Даже иноверцы не могли не умиляться благолепию храмов Ростово-Суздальской земли.
Да и сам Андрей Боголюбский отличался благочестивым поведением. Говорили, что он часто посещает храмы, усердно молится, сопровождая молитву слезами умиления на глазах и громкими воздыханиями. Иногда он даже по ночам приходит в церковь, зажигает свечи и долго стоит перед образами. Он раздаёт милостыню, кормит чернецов.
При нём Владимир начал возвышаться и богатеть, жизнь людей, кажется, стала улучшаться. Доказательство тому – приток на северо-восток Руси иммигрантов не только из киевских земель, но даже с Кавказа.

 
Враги внешние
Для князя, проведшего детство и юность в ростово-суздальских городах, где перемешивались в одну народность славяне и мерь, откуда далеко было до Византии, главными внешними врагами были – другие русские князья, его дядья и братья. И в первую очередь ненавистен был Киев с его чуждыми Андрею Юрьевичу порядками. Сколько бед он сам и его отец, да и многие суздальцы потерпели от этого Киева!
И в 1169 году, воспользовавшись междуусобной борьбой других князей, Андрей собрал войско для похода на «мать городов русских».
Поход оказался более чем успешным: соперник Боголюбского князь киевский Мстислав Изяславич бежал на третий день, а город по своему обыкновению сдался на милость победителя. Но нечего было и помышлять о милости: войска Боголюбского (в котором значительную часть составляли половцы) беспощадно грабили город, избивали, убивали, насиловали, уводили в плен всех без разбору: мужчин, женщин, стариков, детей. Расправившись с Киевом, Андрей Боголюбский закрепил за собой звание Великого князя и перенёс столицу во Владимир.

За Киевом пришла очередь Новгорода, который Боголюбский также хотел подчинить своей воле. То же самое войско отправилось к стенам вольного города, однако расправиться с новгородцами не удалось: город защитила икона Пресвятой Богородицы. Согласно легенде, новгородский епископ Иоанн поднял на стену икону и тотчас оказался под обстрелом лучников. «Икона обратилась назад; из глаз ее потекли слезы и упали на фелонь епископа. На суздальцев нашло одурение: они пришли в беспорядок и стали стрелять друг в друга», - пишет Николай Костомаров.
Андрей Боголюбский был и храбрым воином, и расчётливым политиком, но так и не смог подчинить себе всех князей, стать единственным, полновластным правителем Руси. Ещё один пример его неудачи: провал осады Вышгорода, когда его 50-тысячное войско охватила паника, воины бросились бежать, и многие из них утонули в Днепре.

 
Враги внутренние
Очевидно, семнадцатилетнее правление Андрея Юрьевича не было ровным. Сумев расположить к себе духовенство и народ, он, в конце концов, не только потерял их доверие, но и превратился в ненавистного правителя.
Ростовцы и суздальцы могли невзлюбить его хотя бы за то, что он перенёс столицу княжества во Владимир. «Они наши холопы и каменьщики: мы их город сожжем или посадника в нем от себя посадим», - так отзывались жители Ростова о своих соседях из Владимира.
Несмотря на показное благочестие князя, на деле гнёт его власти оказался тяжёл, а сама она несправедлива: посадники, тиуны и даже духовенство без конца грабили народ, самовольничали, калечили и казнили людей. Непосильны были княжеские поборы.
Показателен случай с епископом Ростовским Феодором, любимцем князя, получившем сан вместо Нестора, изгнанного Андреем Юрьевичем. Феодор получил епископат из рук константинопольского патриарха, а потому возомнил себя независимым от киевского митрополита. Пользуясь заступничеством могущественного Андрея Боголюбского, он затеял борьбу с духовенством и народом, бесчинствовал: рвал бороды, отрубал головы, выжигал глаза, резал языки, отбирал имущество и даже дома как у простых людей, так и священников, монахов, даже игуменов.

Убийство
Ненависть к князю Андрею была настолько сильна, что ею заразились даже его приближённые, люди, в большинстве своём пришлые, не суздальцы. Заговор против Боголюбского произошёл после того, как он казнил брата своего любимого слуги Якима Кучковича. Произошло это в Боголюбове, селе, которое построил князь, в котором он проводил большую часть времени и по названию которого получил своё прозвище.


Княжеская свита, сговорившись, сразу же направилась в покои Андрея Юрьевича. Взломали двери и после борьбы в потёмках несколько раз ранили князя. Но не убили. Он смог ещё выползти из комнаты, спуститься и спрятаться под сени. Там его вскоре нашли: он молился и стонал от боли. Ему отсекли правую руку. «Господи, в руки твои передаю дух мой!» - произнёс он и вскоре умер.
Народ с радостью встретил гибель Боголюбского. Два дня его обнажённое тело лежало в огороде, его хотели бросить собакам и, если бы не верный слуга, перенесший убитого в церковь, непременно бросили бы. Вещи князя, драгоценности, оружие были разграблены. Лишь через неделю, опомнившись, труп перевезли из Боголюбова во Владимир и погребли в церкви Святой Богородицы.

Григорий Саблин

©

наверх