На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...
  • Николай Попов
    Кто убил Сталина? Какая связь между убийством Сталина и «Мингрельским делом» 1951–1953 годов? https://topwar.ru/17942...«Перестройка Бери...
  • михаил дуванов
    ты глист вонючий только  дерьмо производить можешьТайны 22 июня. Ве...

Атаман Кудияр – старший брат Иоанна Грозного


Автор: Михаил БУРЛЕШИН

Статья опубликована в журнале НЛО № 6 (2007)

Размещение на сайте – декабрь 2007 г.



Издавна на Руси почитался царь-батюшка. Защита от жадных и жестоких бояр и воевод была одна - милость царская. И это отношение простых людей к царю как к наместнику Бога на земле отразилось в русских сказках, своеобразной устной памяти и неписаной морали народа. Но были на Руси три цареборца - Разин, Пугачев и Кудияр, которых народ уважал. Правда, они не рисковали открыто выступать против государя. Разин, сражаясь с царскими войсками, оправдывал свои действия называясь сыном царя Алексея Михайловича, Пугачев величал себя чудом спасшимся Петром III, a Кудияр защищал права на русский престол князя Владимира Старицкого.

Фамильная жестокость?

Но если в легендах и народных песнях звучат слова об удали всех трех разбойников, о захвате ими богатых купеческих караванов и раздаривании награбленного простым людям, то отношение официальных историков к ним совершенно различно. Разина и Пугачева клеймили как безжалостных убийц дореволюционные историки и превозносили как народных освободителей послереволюционные. А вот Кудияр в глазах и тех и других представал садистом, порой напоминавшим своей жестокостью Иоанна Грозного. Возникает естественный вопрос: чем обусловлено такое единодушие в оценке Кудияра? Ответ на него дал историк Николай Костомаров, публиковавший свои работы в конце XIX века.

Таинственный младенец

Сама личность и труды Николая Ивановича Костомарова еще при его жизни вызывали острую полемику. В лице Костомарова удачно соединялись историк-мыслитель и художник. Именно это счастливое сочетание позволяло ему делать неожиданные открытия, невозможные для ученых, находившихся в «шорах» мировоззрения своего века. Одно из Г таких открытий Костомарова касалось атамана Кудияра. Об этой удивительной личности историк рассказывает от имени старого боярина Шигона в своей повести «Кудияр»: «Слушай! Отец царя Ивана, великий князь московский Василий Иванович, по бесовскому искушению восхотел отвергнуть свою законную жену и понять другую, литвинку Елену Глинскую... Тогда великий князь Василий повелел свою жену, великую княгиню Соломонию, постричь насильно в черницы и приказал то дело боярину Шигоне. Великая княгиня постригаться не хотела, и Шигона бил ее, заставляючи постричься. И князь великий женился на другой жене от живой жены. После того великая княгиня Соломония обретеся во чреве имущи; а боярин Шигона, узнав о том, великого князя не доложил, а сказал про то новой великой княгине Елене и ее родне, Глинским. А как великая княгиня Соломония родила сына, то великая княгиня Елена велела Шигоне того младенца извести, но Шигона младенца не убил: он отдал его одному сыну боярскому в Рязанской земле».

Удивительные знания сироты

Если Кудияр был законным сыном Алексея Михайловича, старшим братом Иоанна Грозного, то становятся понятными и темные эпизоды его жизни. Многие историки, интересовавшиеся происхождением Кудияра, склонялись к тому, что , родом он был «не из простых», ибо, как сказано в летописях, «знал грамоте» и «военному ремеслу знатно обучен . Такие знания у сироты не удивительны, и дело не только в том, что он воспитывался у «сына боярского». Вполне возможно, что «любимый боярин Шигона» не только из человеколюбия спас жизнь законному наследнику, а хотел в будущем воспользоваться этой тайной.

Поединок с медведем

Вся последующая жизнь Кудияра может рассматриваться как попытки заручиться могущественными союзниками для борьбы со своим сводным братом, узурпировавшим царекий престол. Вначале ставка делалась на днепровское казачество, отличавшееся своей вольностью. Казаков легче |всего было поднять против Иоанна Грозного. Поэтому появление Кудияра сначала у предводителя казачества воеводы Каневского, а потом у одного из самых влиятельных старост - князя Вишневецкого - является наиболее простым путем захвата власти.

Но вот во время приезда в Москву Кудияр приглянулся своему сводному брату. Грозный царь любил стравливать людей с медведями. Кудияр вышел с одним ножом на огромного зверя и быстро расправился с ним. Восхищенный Иоанн приблизил его и даже сделал своим любимцем.

Вероятно, это изменило планы Кудияра. У него появилась редкая возможность расправиться с царем не с помощью и военной силы, которую надо еще создать, а посредством дворцового переворота. Время для этого было самое подходящее. Никто из окружения царя не мог быть гпрпнтирован от его неожиданной немилости и следующей за этим жестокой казни. С кем сговаривался Кудияр, можно только предположить. Но до подозрительного Грозного, вероятно, дошли слухи о странном поведении его нового любимца, и Кудияру пришлось спасаться бегством

Хроники свидетельствуют, что вскоре после его исчезновения из столицы опринчины - Александровой слободы, Иоанн казнил многих своих ближайших слуг, в том числе и Алексея Басманова.

«Проклятые люди»

После бегства и разгрома опричников, принимавших участие в заговоре, Кудияр поднял открытое восстание против царя. Но объявить себя сыном Василия Ивановича он не решился. Он был любимцем царя, его опричником. А опричники, сжигавшие деревни, разорявшие села, нападавшие на вольных казаков, считались среди земства «проклятыми людьми», и Кудияр не мог рассчитывать на поддержку жителей Руси. Поэтому в качестве претендента на царский престол он выдвинул богомольного нерешительного Владимира Старицкого.

Замена «мучителя», «блудного пса», «пакостника, содомитекои мерзости приверженного» на кроткого, набожного, любимого своими крестьянами царя привлекало жителей Руси.

Железная дисциплина «лесной братии»

Историки обращают внимание, что хотя Кудияр в легендах и песнях называется удалым, лихим атаманом, назвать его отряды разбойничьими бандами все же было нельзя. В них с самого начала были установлены строгие казачьи порядки, жестокие по нынешним временам, но справедливые для средневековой Руси. За счет «лесной братии», разоренных опричниками крестьян, вольных казаков «армия Кудияра» быстро увеличивалась в числе, отдельные отряды рассредоточились по Средней и Южной России.

Эта армия была похожа на царскую: в ней имелись даже должности коновалов, поваров и строителей. В местностях, где действовали отряды, воздвигались небольшие крепости с валами, частоколами и рвами, остатки их - «Кудияровы городища» - сохранились до наших дней.

Сражаться с крупными царскими отрядами ратных людей, вооруженных «огневым оружием», в том числе и пушками, атаман не рисковал, зато удачно грабил богатые караваны купцов, царских послов и приближенных к Грозному бояр. Поражавшая современников осведомленность Кудияра о передвижении царских войск и появлении в окрестных лесах купцов позволяет предположить, что не все участники заговора были уничтожены, и именно они пересылали к разбойникам лазутчиков.

Куда исчез зверь-человек?

Ноне стоит думать, что начавший войну против Иоанна Кудияр был защитником крестьян. В его жилах текла та же необузданная кровь царя Василия Ивановича, что и в жилах Грозного, он воспитывался в той же боярской среде. Векоре почти каждый его удачный набег стал заканчиваться избиением взятых в плен мужчин и продажей женщин и детей! крымским татарам. Поэтому в народных легендах он чаще всего выглядит безжалостным злодеем. Поэт Николай Некрасов назвал его в своей балладе «зверем-человеком».

Постепенно приток крестьян в войско Кудияра сократился. Выдвинутый им на царский трон Владимир Старицкий вместе со всей своей семьей был уничтожен Иоанном. И вот восстание сошло на нет. А сам Кудияр словно испарился.

Песни и легенды дают разные варианты его дальнейшей судьбы: мистические - утащила на дно превратившаяся в русалку утопленница-жена, поэтические - наложил на себя руки, устав от убийств, романтические - ушел с отрядами Ермака Тимофеевича в Сибирь.

Захоронение в Покровском монастыре

Н.Костомаров предложил свой вариант конца знаменитого атамана. После разгрома восставших он спасся и ушел в Крым. Здесь он стал приближенным хана Девлет-Гирея, участвовал в его походе на Москву и здесь нашел свой бесславный конец.

Предложенная Николаем Костомаровым гипотеза об атамане Кудияре - сводном брате Иоанна Грозного, походит на поэтический вымысел. Но есть одно вещественное доказательство, появившееся уже после смерти историка, что у Соломонии, жены московского князя Василия Ивановича, в монастыре действительно родился сын, и что он остался жив, а не умер во младенчестве.

В 1934 году в Покровском монастыре подле гробницы Соломонии обнаружили надгробие XVI века, под которым в небольшой деревянной колоде находилась... искусно сделанная кукла, одетая в шелковую рубашечку, и шитый жемчугом свивальник. Боярин Шигона смог уберечь сына Соломонии от рук Елены Глинской.
наверх