Конечно, нет никаких оснований считать принца Альберта Саксен-Кобург-Готского, супруга британской королевы Виктории, поклонником или хотя бы доброжелательно настроенным по отношению к Российской империи. Но факт остается фактом: в начале 1850-х годов принц Альберт действительно пытался содействовать дипломатическому урегулированию назревавшего конфликта.
Исходил при этом Альберт из британских интересов. Он полагал, что армия не готова к большой войне. Тем более, против такого вероятного противника, как Российская империя.
Здесь мнение принца вошло в противоречие с мнением весьма влиятельного британского политика — министра иностранных дел Генри Палмерстона. Тот был горячим противником того, что он называл "российской экспансией". Палмерстон панически боялся утверждения Российской империи в районе черноморских проливов. А потому всячески поддерживал Османскую империю. И был сторонником того, чтобы поддержать турок и вооруженным путем.
Правда, в 1852 году после формирования очередного кабинета министров Палмерстон стал министром внутренних дел. А в декабре 1853 года и вовсе был выведен из состава кабинета. Надо сказать, что и королева Виктория не питала к нему особой симпатии. Палмерстон частенько позволял себе действия, о которых не ставил в известность королеву. Например, в 1851 году он поздравил Наполеона III с произведенным тем переворотом, не обсудив это с Викторией.
Впрочем, несмотря на все зигзаги карьеры, именно лорда Палмерстона считают одним из тех, кто причастен к началу Крымской войны. Как раз когда его вывели из кабинета министров, русский флот разгромил в Синопском сражении турецкий. В британской прессе немедленно началась шумная антироссийская кампания, а сражение получило название Massacre of Sinope ("Синопская резня"). Как будто русскому флоту противостояли престарелые турецкие рыбаки.
После Синопского сражения популярность идеи принца Альберта о дипломатическом урегулировании конфликта резко упала. Сам принц не стал ее защищать. Более того, он даже поучаствовал в разработке плана быстрой победы над Россией посредством истощения ее экономики. Правда, претворить его в жизнь не удалось. Британская армия действительно оказалась не готова к долгой и тяжелой войне. А осада Севастополя, вопреки планам англичан, растянулась на долгие месяцы.
Свежие комментарии