Историкам еще предстоит узнать все подробности крупнейшей морской катастрофы
У побережья Крыма обнаружено затонувшее 7 ноября 1941 года в Черном море госпитальное судно «Армения». И сделано это благодаря экипажу опытового судна «Селигер» и специалистам АНО «Центр подводных исследований Русского географического общества» (ЦПИ РГО).
Официальные данные о гибели «Армении» содержат много белых пятен, а координаты только приблизительные. С начала 2000-х поиски начал Департамент морского наследия Украины. В 2006 году был привлечен Институт океанографии и океанологии США во главе с Робертом Баллардом, в свое время нашедшим «Титаник». Институт археологии НАН и вооруженные силы Украины использовали обитаемый подводный аппарат наряду с гидроакустикой. В 2009-м в обследовании квадрата был задействован необитаемый аппарат. Во время этих масштабных исследований найдено огромное количество находящихся на дне объектов, но не «Армения».
Это одна из самых трагических страниц истории Великой Отечественной войны и обороны Крыма. На борту «Армении» находились, по разным данным, от четырех с половиной до десяти тысяч человек. Спаслись всего восемь (по другой версии – около 80).
6 ноября 1941 года транспорт под командованием капитан-лейтенанта Владимира Плаушевского (в отдельных источниках он означен, как капитан 2-го ранга) вышел из Севастополя и направлялся в Туапсе с ранеными и пассажирами на борту. Во время поисковой работы начальник музея главного госпиталя Черноморского флота полковник медслужбы запаса Александр Зубарев обнаружил в архивах список эвакуируемых из Севастополя на «Армении», в них значатся 152 члена экипажа и более 800 эвакуируемых, в числе которых и военные медики.
Однако уже на выходе из Севастополя капитан плавгоспиталя, по одной из версий, получил секретную радиограмму наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии, которая предписывала до захода в Ялту встать на рейд Балаклавы. Теплоход стоял три часа, пока чекисты загружали в трюм множество ящиков и металлических контейнеров. Они же остались как охрана. Что это был за груз – неизвестно.
В пути следования по приказанию командования Черноморского флота плавгоспиталь зашел в Ялту для эвакуации раненых, где судно приняло на борт еще несколько сотен человек и некий груз. Это и погубило теплоход – вместо относительно скрытного движения ночью судно после загрузки вышло из Ялты днем, в светлое время и стало отличной мишенью для летчиков люфтваффе.
7 ноября 1941 года в 11 часов 25 минут примерно на траверзе Гурзуфа теплоход предположительно был атакован одним или двумя вражескими торпедоносцами Heinkel-111. По оперативной сводке штаба охраны водного района Главной ВМБ ЧФ № 001578, в 11.25 торпедоносец выпустил по «Армении» две торпеды. Одна попала в носовую часть транспорта.
Возможно, в судно попали обе торпеды, поскольку в сообщении военной контрразведки ЧФ говорится о двух боеприпасах. Существует и другая версия авианалета – теплоход погиб от авиабомб, сброшенных на него с четырех самолетов.
«Для детального обследования объекта, находящегося в 15 морских милях от берега на глубине 1500 метров, был применен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) отечественного производства серии «РТ», что позволило получить первые видеокадры, – сообщил участник экспедиции, исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин. – Обнаружен судовой колокол, что является неоспоримым свидетельством того, что найдена именно «Армения». Надпись хорошо читается. Объект стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом. Корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед, о чем сообщала официальная версия. При этом надстройки и палубы имеют явные следы разрушений – леерные ограждения и другие вертикальные элементы вывернуты наружу. Скорее всего это последствия взрывов от попадания авиационных бомб. Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна и вероятно, что фашистские самолеты заходили в атаку с кормы».
Но тогда становится малопонятным, почему теплоход затонул так быстро – в течение четырех минут, если его корпус цел и пробоин от взрыва торпед не обнаружено. Повреждения надстройки от бомбовых ударов не могли привести к столь быстрому затоплению судна, коль его подводная часть цела.
Похоже, приоткрыта только часть занавеса, который еще скрывает эту и другие тайны теплохода.
Над местом гибели «Армении» протоиерей Кирилл отслужил панихиду по погибшим пассажирам и экипажу судна, им отдали воинские почести. В память о жертвах на воду спустили венок, а моряки «Селигера» произвели три залпа траурного салюта. Хочется верить, что глубина 1500 метров сможет надежно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ.
Опытовое судно «Селигер»
Водоизмещение – 1040 тонн. Размеры: длина – 60,6 метра, ширина – 10,8 метра. Скорость полного хода – 13,5 узла. Дальность плавания – 1000 миль. Специальное снаряжение: 1 водолазный комплекс (1 барокамера), 1 автономный рабочий снаряд типа АРС-600, необитаемые подводные аппараты. Экипаж – 16+9 человек.
Судно проекта 11982 было разработано центральным морским конструкторским бюро «Алмаз», главный конструктор – Александр Форст, спущено на воду в Калининграде (завод «Янтарь») в 2011 году. Оно предназначено для проведения различных научно-исследовательских работ в интересах различных направлений боевой подготовки ВМФ: для испытаний специальных технических средств, вооружения и военной техники, участия в поисково-спасательных работах, научно-исследовательских и океанографических работ, в частности глубоководных исследований. Судно может использоваться для поиска затонувших предметов, устранения пробоев на трубопроводах и других подводных коммуникациях.
Теплоход «Армения»
Трехпалубный двухтрубный теплоход «Армения» водоизмещением 5805 тонн был спущен на воду в Ленинграде в 1928 году и рассчитан на перевозку 980 пассажиров и 1000 тонн груза. В 1931-м его включили в состав Черноморского пароходства. В сентябре 1941 года переоборудован под санитарный транспорт и выполнял рейсы для эвакуации гражданского населения и раненых военных, а также осуществлял транспортировку боеприпасов, военных грузов, продовольствия и медикаментов.
Он относился к серии товарно-пассажирских теплоходов, так называемых крымчаков, работавших на Крымско-Кавказской линии в довоенный период. Серия состояла из шести судов – «Грузия», «Крым», «Армения», «Аджария», «Абхазия» и «Украина». Летом 1941 года все шесть судов были переоборудованы в санитарно-транспортные и переданы медицинской службе Черноморского флота.
капитан 1-го ранга в отставке
Свежие комментарии