На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 635 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alexei Petrovsky
    Эх ты, черный мудиц пиздории! Подучи русский язык, дубина! 😝Зачем Хрущев гром...
  • Анатолий Рыжакин
    👍Американцы подгот...
  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...

ВЕЛИКАЯ СЕВЕРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ (1733—1743) Часть первая. Двинско-Обский отряд (1733—1739)

Планшет из экспозиции музея с картой маршрутов экспедиции


Геодезические и мореходные приборы XVIII века. Подобные приборы использовали участники Великой Северной экспедиции.

По окончании Первой Камчатской экспедиции Витус Беринг представил в Адмиралтейств-коллегию проект организации новой крупномасштабной экспедиции для исследования берегов Северной Америки и отыскания морского пути в Японию.

Проект предусматривал также всестороннее исследование и описание севера Сибири.

Предложенный Берингом план нашел поддержку у ряда крупных общественных деятелей России, в том числе у обер-секретаря Сената Ивана Кирилловича Кирилова и возглавлявшего в то время Адмиралтейств-коллегию адмирала Николая Федоровича Головина. При их участии проект экспедиции был значительно переработан и расширен. Основной целью экспедиции стало исследование севера России от Печоры до Чукотки и составление его географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания. В программу экспедиции входили также дальние морские походы к берегам Японии и Северной Америки. 28 декабря 1732 г. указ об организации экспедиции, названной „самой дальней и трудной и никогда прежде не бывалой”, был представлен Сенатом на высочайшее утверждение.

Масштабы экспедиции были столь велики, что впоследствии она получила название Великой Северной экспедиции. Все арктическое побережье России было разбито на пять участков. Самый западный участок (от Печоры до Оби) исследовал и описывал отряд под командованием Муравьева (позже отряд возглавил Малыгин). Этот отряд был подчинен непосредственно Адмиралтейств-коллегии, руководство работой всей остальной экспедицией было возложено на капитан-командора Витуса Беринга.

На побережье Северного Ледовитого океана от Оби до Енисея работал отряд Овцына и Стерлегова, восточнее Енисея — отряд Минина, район Лены обследовали два отряда: западный — Прончищева, Харитона Лаптева и Челюскина и восточный — Ласиниуса и Дмитрия Лаптева. Две группы работали на Дальнем Востоке. Для обследования внутренних районов Восточной Сибири, в частности Камчатки, был создан специальный отряд, в состав которого вошли ученые — члены Российской Академии наук. Отряд геодезистов Скобельцына и Шатилова был занят поисками удобного речного пути от Верхнеудинска до Охотска. Отряд Шпанберга составлял опись Курильских островов, берегов Охотского моря и путей к Японии. В задачу морской экспедиции Беринга—Чирикова входило отыскание пути к Северной Америке, исследование и описание островов в северной части Тихого океана.

Стоимость расходов по организации и проведению экспедиции составляла огромную сумму — свыше 360 тысяч рублей. Для отрядов экспедиции в Архангельске, Тобольске, Якутске и в Охотске было построено несколько специальных судов. Их экипажи состояли из лучших офицеров и матросов российского флота. Всего в работе основных и вспомогательных отрядов экспедиции приняло участие несколько тысяч человек различных специальностей, непосредственно научными изысканиями занимались более 550 человек.

Экспедиция продолжалась около десяти лет. Участники экспедиции во время морских и пеших походов исследовали и впервые нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей. Русскими исследователями были открыты Таймыр, Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1746 г. по материалам Великой Северной экспедиции Дмитрий Овцын, Софрон Хитрово, Алексей Чириков, Иван Елагин, Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы составили „Карту генеральную Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона”.

Великая Северная экспедиция стала выдающимся научным предприятием, в ходе ее были собраны обширные материалы по географии, геологии, ботанике, зоологии и этнографии севера Сибири и Дальнего Востока. На экспедиционных судах проводились наблюдения за льдами и течениями, визуальные метеорологические наблюдения. Научные данные, собранные Академическим отрядом экспедиции, легли в основу ряда фундаментальных трудов ученых Академии наук.

Двинско-Обский отряд (1733—1739)

 

Самому западному отряду экспедиции было поручено составить опись северного побережья России от Белого моря до устья Оби. Этому отряду достался наиболее освоенный участок арктического побережья — вдоль него проходили морские пути, проложенные поморами.

Исходным пунктом отряда был назначен Архангельск. Командование возлагалось на морских офицеров Степана Муравьева и Михаила Павлова. В мае 1733 г. в Архангельске отряд получил первое распоряжение Адмиралтейств-коллегии о проведении экспедиции „для осмотра берега, лежащего от северного моря до р. Оби, где имеются места неизвестные и особливо опасные”. Согласно этому распоряжению отряд должен был, держась вблизи берега, проделать путь до Оби и нанести на карту побережье материка и встреченные острова. На Оби отряд должен был встать на зимовку под руководством Павлова, а Муравьеву предписывалось доставить в Петербург карты и судовые журналы экспедиции.

По совету северных промышленников, имевших опыт плавания в арктических морях, была выбрана конструкция экспедиционных судов — небольшие плоскодонные однопалубные суда-кочи. Они были построены в Архангельске под руководством начальника Архангельского порта Мятлева. Кочи получили названия „Экспедицион” и „Обь”. Одновременно с постройкой судов проходила заготовка продовольствия для экспедиции: в Пустозерске (город недалеко от современного Нарьян-Мара, в настоящее время не существующий) было заготовлено стадо оленей, в Обдорске (с 1933 г.— г. Салехард) устроен продовольственный склад.

Карта походов Двинско-Обского отряда. Красной линией обозначены походы Муравьева и Павлова, белой пунктирной - Малыгина.

4 июля 1734 г. „Экспедицион” под командованием Муравьева и „Обь” под командованием Павлова вышли из устья Северной Двины. В составе экипажа судов было около 50 человек, в числе участников экспедиции были подштурманы Руднев и Андреев, рудознатцы (геологи) Одинцов и Вейдель, иеромонах и два подлекаря.

Лишь спустя три недели суда достигли Югорского Шара. За время стоянки у острова Вайгач была начата работа по описи его берегов. Три дня участники экспедиции занимались исследованием пролива и готовились к продолжению плавания. Ледовая обстановка летом 1734 г. благоприятствовала экспедиции — Карское море было свободным от льда. Беспрепятственно дойдя до западного берега полуострова Ямал и пополнив запасы пресной воды, путешественники направились вдоль него на север. В середине августа кочи достигли 72° 35' с. ш. Не подозревая о том, что для достижения цели экспедиции — Обской губы — достаточно лишь обогнуть полуостров с севера, Муравьев и Павлов приняли решение вернуться назад и встать на зимовку.

Суда были укрыты на зиму в устье Печоры у деревни Тельвицы, а команда зазимовала в Пустозерске. Оттуда в Петербург был отправлен отчет о работе экспедиции. Зимовка проходила в приготовлениях к весеннему путешествию. Для доукомплектования судового состава экспедиции из Петербурга прибыли геодезисты Сомов и Селифонтов.

В июне 1735 г. экспедиция вновь отправилась в путь. Однако ледовая обстановка в Карском море в этот год оказалась более сложной. В конце июля, добравшись до Югорского Шара, забитого льдом, участники экспедиции вынуждены были ждать, пока пролив очистится от льда. В течение двух недель мореходы производили опись берегов, начатую летом 1734 г.

В первой половине августа судам удалось миновать Югорский Шар, но пробиться через льды Карского моря оказалось невозможным. Между руководителями экспедиции начались разногласия по поводу дальнейшего похода. В конце августа в тумане суда разделились и продолжили плавание уже в одиночку. „Экспедицион” пошел к северу и достигнув широты 73° 04', повернул обратно. „Обь” поднялась до 73° 11' с. ш., а затем также повернула назад. Суда встретились на реке Печоре, куда их вновь привели на зимовку их капитаны. Раздоры между командирами и неудачи экспедиции привели к тому, что Адмиралтейств-коллегия отрешила лейтенантов Муравьева и Павлова от должности и предала суду, который „за многие непорядочные, нерадетельные, леностные и глупые поступки” разжаловал их в матросы.

Новым руководителем отряда в июне 1736 г. был назначен лейтенант Степан Малыгин. Для экспедиции на Соломбальской верфи в Архангельске были построены еще два судна — парусно-гребные боты „Первый” и „Второй”. Командиром „Первого” был назначен лейтенант Алексей Скуратов, командиром „Второго” — лейтенант Иван Сухотин.

Весной 1736 г. из Пустозерска на оленях отправилась в путь сухопутная партия экспедиции под руководством геодезиста Василия Селифонтова. Добравшись до Оби, партия прошла вдоль восточного берега Ямала, обогнула полуостров с севера и вышла на его западный берег. Во время этого похода была произведена опись полуострова. Селифонтову удалось переправиться на остров Белый и нанести на карту его южную часть. Двигаясь навстречу морскому отряду, группа геодезистов ставила на пути следования специальные опознавательные знаки — маяки.

Такие знаки - "маяки" ставили на приметных местах отряды Великой Северной экспедиции

25 мая 1736 г. Малыгин на коче „Экспедицион” отправился в поход, но у Печоры судно в тяжелых льдах потерпело крушение. Корабль пришлось оставить, его экипаж перебрался на „Обь”. В конце июля „Обь” вышла из устья Печоры и в течение месяца пыталась преодолеть льды, чтобы продвинуться на восток. В начале августа к кочу присоединились новые корабли, пришедшие из Архангельска, в середине месяца экспедиционные суда дошли до Югорского Шара. Здесь командование „Первым” принял на себя Малыгин, Скуратов возглавил экипаж „Второго”, а Сухотин получил приказ на „Оби” вернуться в Архангельск. По пути в устье Северной Двины моряки под командованием Сухотина провели астрономические наблюдения и внесли значительные поправки в карты побережья от Югорского Шара до Архангельска.

Оставшиеся в Югорском Шаре участники экспедиции под командованием Малыгина во время вынужденной стоянки во льдах описали остров Местный и прилегающую к нему часть материка. В середине сентября суда смогли выйти в море и вдоль берега дойти до до устья реки Кары. Дальнейшее продвижение судов в это время года становилось невозможным, поэтому экспедиция встала на зимовку в устье реки Трехозерной, в 60 километрах от устья Кары. В самом начале зимы туда же прибыл на оленях Селифонтов. 11 человек под командованием подштурмана Великопольского остались в Каре для присмотра за судами. Для них был сооружен чум, на берегу устроен продовольственный склад. Остальные участники экспедиции на оленях добрались до Обдорска, где благополучно перезимовали.

Из-за сложной ледовой обстановки вновь выйти в море отряду Малыгина удалось лишь в начале июля 1737 г. Экспедиция направилась вдоль берегов Байдарацкой губы, проводя по ходу движения опись берегов. В конце июля корабли подошли к проливу, отделяющему остров Белый от северного берега Ямала (впоследствии пролив был назван проливом Малыгина). На северной оконечности Ямала был поставлен навигационный знак. 16 августа 1737 г. суда обогнули северо-восточную оконечность полуострова, а 11 сентября вошли в устье Оби.

2 октября путешественники, встреченные отрядом казаков, добрались до Березова, где зазимовали. Отсюда Малыгин отправился в Петербург с донесением о выполненном походе. Лейтенант Скуратов получил от Адмиралтейств-коллегии предписание в следующую навигацию доставить боты „Первый” и „Второй” в Архангельск.

Летом 1738 г. судам удалось дойти до устья Кары и встать там на зимовку. В июле 1739 г. плавание было продолжено, и в середине августа отряд благополучно добрался до Архангельска.

По итогам экспедиции Малыгиным и Скуратовым была составлена первая карта побережья Баренцева и Карского морей от Архангельска до устья Оби. Протяженность нанесенного на карту побережья составила около 4 тысяч километров. На этой карте впервые появилось название „Карское море”, данное в память зимовок экспедиции на реке Каре.

Часть вторая. Обско-Енисейский отряд (1733—1742)

Источник

наверх