Во все годы своего существования как отдельного вида войск десантники проявляли чудеса храбрости, мужества и стойкости. Сегодня мы напомним о некоторых самых известных примерах
Воздушный десант как отдельный вид войск родился в СССР в 1930-е годы. Изначально ему предназначалась роль вспомогательных войск – что, впрочем, и логично.
Однако в силу отбора в десант крепких, энергичных, быстро мылящих парней, в силу их повышенной боевой и физической подготовки, эти войска уже очень скоро стали рассматриваться как элитные. А далее появились традиции, самоосознание себя как «первых среди всех» и «никто, кроме нас», - и в Советском Союзе сформировалась, по сути, гвардия. Хотя формально в Рабоче-Крестьянской Красной армии такого слова не произносили до августа 1941 года, когда за мужество и героизм гвардейское звание было присвоено двум дивизиям, участвовавшим в боях за Ельню.Правда, это не были десантники. Однако вскоре справедливость оказалась восстановлена: корпуса ВДВ переформировывались во время войны в стрелковые корпуса сразу же с производством в гвардию.
Это всё важно для понимания традиционной готовности воздушного десанта к подвигу. О них пойдёт речь.
Спасение Москвы
Многие знают о подвиге Подольских курсантов, задержавших гитлеровцев на несколько, буквально бесценных, дней в октябре 1941 года. Причём задержали там, где вообще никаких советских войск вплоть до Москвы просто не было. То есть фашисты могли тогда за три-четыре дня войти в столицу, очень сильно осложнив для России судьбу вообще всей войны. Так что подвиг курсантов бесценен.
Но куда меньше людей знают, что основную тяжесть той обороны вынесли, однако, десантники майора Ивана Старчака. Именно они яростной, но умелой обороной задержали немцев на трое суток, дав докончить сооружение Малоярославецкого укрепрайона и, по сути, обеспечив Подольским курсантам возможность встретить врага на подготовленных позициях, а не во встречном бою, где шансов у них рядом с опытными гитлеровцами просто не было.
Так вот, 5 октября 1941 года наш воздушный разведчик обнаружил громадную, под 200 танков и 20 тысяч человек, немецкую моторизованную колонну, которая двигалась по Варшавскому шоссе в направлении Юхнова. А вот советских войск на всех остававшихся до Москвы 200 километрах дороги не было вовсе. Только пехотное и артиллерийское училища в Подольске.
Уже практически в полной безнадёге советское командование отыскало батальон десантников в 430 человек под командованием майора Старчака. Они высадились на рубеже реки Угры, где и заняли характерную для десанта «наступательную оборону». То есть всё, что смогли, заминировали, посадили несколько засад, организовали манёвренные группы.
Но всё же 430 человек без тяжёлого вооружения против 20 тысяч с танками и пушками, при господстве вражеской авиации в небе, - это была в целом изысканная попытка самоубийства. Но и иного выхода не было – Москву надо было спасать любой ценой.
И спасали. Даже аэродром у немцев захватили, уведя, к тому же, один самолёт в Москву.
Задержали немцев на три дня. Без пушек и даже достаточного количества автоматов и пулемётов. Причём как раз позицию группы Старчака в 600 метров по фронту и 400 в глубину фашисты так и не взяли, обошли её, переправившись выше и ниже по реке. Правда, в живых осталось только 29 десантников из 430.
Затем подошли курсанты, ещё через день – танковая бригада. Положение было выправлено. И даже немецкие генералы упоминали впоследствии, что десантники Старчака стали тем самым «последним батальоном», что «выиграл сражение под Москвой». А выигрыш сражения под Москвой, как все знают, обеспечил выигрыш всей Великой Отечественной войны…
Подвиг под Вязьмой
Когда русские войска перешли под Москвой в контрнаступление, то, несмотря на многочисленные огрехи из-за малого опыта подобного рода крупных операций, им удалось добиться очень многообещающей стратегической ситуации. С севера и с юга над всей германской группой армий «Центр» нависли два клина советских армий. Если бы им удалось соединиться в районе города Вязьма, то крупнейшая германская группировка оказалась бы в окружении. И тогда, возможно, вся судьба войны оказалась бы иной.
Но сомкнуть клинья никак не удавалось: советские резервы были не бездонны, да и тогдашний военный опыт и образование командиров не позволяли ещё совершать глубокие обходные рейды. Пока что чаще наваливались в лоб на подготовленную немецкую оборону, неся большие потери.
Вязьма
Фото: www.globallookpress.com
И тогда было принято решение высадить в тыл немцам целый 4-й воздушно-десантный корпус. Операция, начавшаяся 27 января 1942 года, задумывалась в расчёте на прорыв 50-й армии, которая, однако, свою задачу выполнить не смогла. В результате, наоборот, в немецком окружении оказались две наших армии, кавалерийский корпус и десантники.
Но ничего ещё не было решено, шанс проломить оборону фашистов совместными усилиями сохранялся. Потому части 4-го воздушно-десантного корпуса продолжали выбрасываться в район западнее Юхнова, чтобы ударом на восток соединиться с наступающими на запад частями 50-й армии.
И им это почти удалось. Почти – потому что хотя сопротивление немцев было сильно дезорганизовано, но они были достаточно сильны. Фронт их прорвать не удалось, но десант продолжал сражаться в их тылу вплоть до 28 июня! Пять месяцев!
В ряде материалов об этом эпизоде войны приводится цитата из книги германского офицера А. Гове «Внимание, парашютисты!». Он заявил:
Высаженные русские парашютисты в течение многих дней удерживали в своих руках лес и, лёжа при 38-градусном морозе на положенных прямо на снег сосновых ветках, отбивали все немецкие атаки, которые сначала носили импровизированный характер. Лишь при поддержке прибывших из Вязьмы немецких самоходных орудий и пикирующих бомбардировщиков удалось освободить дорогу от русских»…
3. Демянская трагедия
В отличие от 4-го корпуса, вышедшего в конце концов к своим большей частью своего состава, десантники, участвовавшие в очень похожей операции под Демянском, погибли почти все. Но показали при этом образцы такой стойкости в таких неблагоприятных условиях, что этому поражались даже враги!
В ходе того же контрнаступления под Москвой русским войскам удалось добиться оперативного окружения довольно крупной группировки противника в районе города Демянска в полосе действий Северо-Западного фронта. В котёл попали 6 немецких дивизий с приданными частями общей численностью, по разным данным, от 70 до 105 тысяч человек. Включая элитную дивизию СС «Мёртвая голова», которая была настолько индоктринирована, что никогда, в отличие от обычных частей вермахта, не отказывалась от рукопашных схваток с русскими (обычные немецкие солдаты их, как правило, боялись, и даже специальные награды получали за участие в таких боестолкновениях).
Задумано советским командованием было всё правильно: когда у фронтовых частей не хватает последних сил, чтобы окончательно ликвидировать «котёл», логично бросить в него десант, дабы тот ударил по штабам, аэродромам, линиям снабжения. Рассыпал единую оборонительную систему врага. Но вот исполнение задачи было явно плохо продумано.
Демянская трагедия
Начать с того, что разведкой врага была своевременно вскрыта просачивающаяся к ним в тыл группировка десантников. По ней был сразу нанесён очень сильный огневой удар. Второе – десантников явно недостаточно вооружили, практически только лёгким оружием. Возможно, если бы они смогли, как и планировалось, обустроить аэродромы в тылу врага, на которые можно было бы перебросить хотя бы пушки, всё пошло бы не так, как пошло. Но враг такой возможности предоставлять не собирался, поэтому все важные объекты фашисты защитили силами эсэсовцев, усилили воздушное прикрытие, нацелили на розыск и уничтожение десанта мобильные группы.
В результате только сосредоточение советских частей – а это были три бригады – затянулось на месяц, с 15 февраля до 16 марта 1942 года, и так никогда и не было завершено из-за постоянного давления противника. Поэтому со своими задачами справлялся лишь один 4-й батальон 204-й бригады, состоявший из самых опытных бойцов всей советской группировки: взрывал, сжигал, разрушал вражескую оборонительную инфраструктуру. И ничего с ним не могла поделать пресловутая дивизия «Мёртвая голова». Но что он мог сделать один? А у остальных подразделений ничего не получалось, потому что немцы везде своевременно успевали выставить им сильнейшее противодействие.
И тем не менее, и в этих условиях русские десантники проявили себя во всём масштабе своего мужества и героизма. Сначала в морозы под 42 градуса, далее в условиях весеннего таяния, в болотах (а эта местность – сплошные болота), при невозможности даже костёр развести, чтобы на увидела вражеская авиация, голодные (пайков было выдано только по 3 суточных комплекта), почти сплошь раненые, простудившиеся и обмороженные, они не прекращали атак на немецкие гарнизоны и линии снабжения почти два месяца! Только 14 апреля к своим прорвалась последняя часть десантников больше 200 человек, основной массой — раненые.
Это была воистину героическая эпопея, даже при том, что очень трагическая. Она показала, что даже когда сражаться невозможно, - десант сражается. Даже когда победить невозможно – десант сражается…
Афганистан
Это правило русские десантники подтвердили в следующем крупном военном применении – в Афганистане. Здесь было вообще много героизма, много самоотверженности и мужества, но из относительно крупных боёв сегодня вспоминают о двух. Закончившиеся один победой, другой поражением, но одинаково проявившие все лучшие качества русского десанта.
Гибель Мараварской роты
В Мараварском ущелье в провинции Кунар попала в окружение и погибла 1-я рота спецназа под командованием капитана Цебрука. Что-то опять не так оказалось с планированием: рота направилась в почему-то учебный выход в кишлак Сангам – то есть с боекомплектом на несколько минут боя. В ущелье увидели душманов, стали их преследовать. Но те оказались бойцами не промах: 1-ю роту завели в засаду, а от других подразделений прикрылись мощными постами с пулемётами.
На выручку роте из Асадабада спешно отправился отряд, усиленный бронетехникой. Но он не успел. Рота сопротивлялась яростно и умело, но много ли навоюешь без полноценного боекомплекта? Но при этом всё же смогли так много накрошить моджахедов, что те не смогли добить подразделение. Но потери русских были для афганской войны всё равно страшными для одного боя: 31 боец был убит. При этом душманы вымещали злобу на попавших им в руки раненых и убитых – кромсали тела, выкалывали глаза.
9-я рота
А другой бой – известный через, к сожалению, отвратительный кинофильм, – стал подвигом уже победным. Это был тот самый бой 9-й роты 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка за высоту 3234 в январе 1988 года.
Здесь всего 39 десантников противостояли моджахедам в количестве до 400 человек, вооружённым безоткатными орудиями, миномётами, гранатомётами. Сопротивление казалось невозможно, но это был десант, для которого, как мы видим из его истории, такого слова нет. С середины дня и до 3 часов ночи советские бойцы отразили 12 атак душманов, нанеся им огромные потери! Правда, в отличие от версии фильма, никто своих десантников бросать не собирался, и помощь подошла, доставив боеприпасы. Так что «духи» ушли сами, поняв, что теперь уже точно не прорвутся. А у нас из 39 человек 6 десантников погибли, 28 получили ранения.
И это продемонстрировало ещё одно качество русского десанта: никакие потери не снижают его боеготовности.
В мировой военной практике считается, что уже при 20 процентах потерь войска начинают терять устойчивость, а у американцев критическими для боеспособности считаются 10-процентные потери. Для русского десанта такой цифры вообще не существует. Он сражается до последнего…
Аргунский бой, кровавый и вечный
Это свойство русских десантников подтвердил памятный, навечно вписанный в историю всех войн бой в Аргунском ущелье в Чечне 29 февраля и 1 марта 2000 года. Там бойцы 6-й роты 2-го батальона 104-го гвардейского парашютно-десантного полка Псковской дивизии отражали натиск почти двух с половиной тысяч исламистских боевиков, ведомых такими «звёздами» террора как Хаттаб и Басаев. Против них стояли всего 90 десантников. Из них героически пали смертью храбрых 84 бойца. Всего шестеро солдат осталось в строю, но всё же не пропустили в Дагестан целую террористическую бригаду.
Причём их подвиги равнялись подвигам их дедов в Великую Отечественную войну. Раненые отбивались до последнего и забирали с собою максимальное число противников. Когда заканчивались боеприпасы, десантники шли в рукопашный бой, страшный для врагов. И когда и там кончались последние возможности для уничтожения боевиков, то подрывали себя гранатами в их гуще.
Только Героями России в этом бою стали 22 бойца 6-й роты, и 21 из них – посмертно.
Русский десант – это постоянный подвиг
Было много других героических эпизодов в истории российских ВДВ. Десантники внесли очень важный вклад в разгром японской Квантунской армии в августе 1945 года – воздушные десанты захватили тогда много ключевых пунктов в тылу у японцев, помогли сломить целостность их обороны.
Десантники участвовали в захвате важнейших объектов в Чехословакии в 1968 году, обеспечивая целостность обороны Варшавского договора.
В Южной Осетии в 2008 году одним только появлением своим на поле боя заставляли грузинских вояк отправляться в марш-бросок назад. В одиночку целые войсковые колонны останавливали!
Так что не будет никакого преувеличения сказать: где русский десант – там всегда подвиг!
Свежие комментарии