Пока президент Литвы выступал на мероприятиях, посвященных годовщине освобождения Освенцима, в парламенте страны работали над законом, снимающим с Вильнюса всякую ответственность за холокост.
Это привело к тому, что сразу несколько международных организаций призвали помнить о том, что в Литве было уничтожено почти 200 тысяч одних только евреев.
И, как свидетельствуют исторические документы, занимались этим в основном литовские коллаборационисты.Еще в декабре глава комиссии по исторической памяти парламента (Сейма) Литвы Арунас Гумуляускас заявил, что события Второй мировой в Литве нельзя оценивать так, как это делают в Западной Европе, поскольку республика «пережила две оккупации — советскую и нацистскую» и не может нести ответственность за события тех лет. «Литовское государство не участвовало в холокосте, так как оно было оккупировано, — заявил парламентарий. — Точно так же и литовский народ не мог участвовать в холокосте, так как был порабощен. Отдельные представители, конечно, участвовали, но этот вопрос должен решать только суд».
Стоит, однако, помнить о том, что Литва до 1940 года (вхождения в СССР) была настоящей националистической диктатурой с расстрелами коммунистов и преследованием нацменьшинств. Мало того, когда Сталин подарил Литве её отобранную у поляков столицу, Вильнюс, в городе немедленно прошел еврейский погром.
Эфраим Зурофф, глава иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя, назвал законопроект «отвратительной попыткой оправдать соучастие Литвы в преступлениях холокоста, которое было огромным». Несколько лет назад Зурофф помогал литовской писательнице Руте Ванагайте в работе над книгой «Наши» — произведение основано на архивных документах и повествует об участии литовцев в массовых казнях. Ванагайте пишет, что жители страны зачастую без принуждения, добровольно и с энтузиазмом вызывались помогать нацистам уничтожать евреев.
«Я читала протоколы об эксгумации: множество детей с неповрежденными черепами — значит, их закапывали живыми, — рассказывала она.
Эта бойня в Каунасе проводилась именно литовцами и именно гражданскими. Евреев просто забили ломами. Гитлеровцы с удовольствием фотографировали.
Ванагайте вспоминает, что в 1941 году в Паневежисе, откуда родом ее бабушка, жителям раздавали бесплатно самые разные предметы домашней утвари и мебели, от кроватей до постельного белья и чашек. Откуда взялись эти вещи в огромных количествах, никто не сообщал. «Моя бабушка из Паневежиса, кровать, доставшаяся от нее, из Паневежиса. Купила ли она ее? Не знаю, — задается вопросом писательница. — Носила ли моя мама что-то из той одежды? Мы все в Литве, у кого есть старинные вещи, можем задаться вопросом, откуда они взялись. Убийцам евреев обычно ничего не платили, они брали, что могли, несли продавать или выменивали на водку. Это было их вознаграждение».
В администрации Литвы в период гитлеровской оккупации работало 20 тысяч человек: полицейские, начальники полиции округов, их подчиненные, гражданские чиновники. «Только три процента из них были немцами, — говорит она. — Холокост осуществляли литовцы. Конечно, планировали немцы, но литовцы выполняли, и делали все так хорошо, что потом в Литву везли расстреливать евреев из Австрии и Франции. В девятом форте (в Каунасе) расстреляли пять тысяч евреев из Австрии и Чехии. Литовцы так хорошо работали, что батальон Антанаса Импулявичюса вывезли в Белоруссию — там убили 15 тысяч евреев. Немцы были очень довольны».
В книге Руты Ванагайте приводятся воспоминания жителя Литвы Юозаса Алексинаса, состоявшего в карательном батальоне под началом Aнтанаса Импулявичюса. Он рассказывает, что сначала полицаи ходили по квартирам, собирали евреев и сгоняли их на площадь. Там немцы по списку разделяли их на две группы — ценные кадры вроде врачей и инженеров отправляли на работы, остальных гнали к расстрельным ямам, выкопанным за городом.
Официально с 1994 года в стране ввели Национальный день памяти жертв холокоста, отмечаемый 23 сентября.
Однако формальность не проникла в души большинства граждан. Рута Ванагайте жаловалась, что после выхода своей книги она столкнулась со всеобщим отчуждением. Патриоты уличали ее в том, что ей «платит Москва», а также в том, что она якобы является не чистокровной литовкой, а наполовину еврейкой. «Я с самого начала столкнулась с отрицательной реакцией — даже родные сказали, что я "Павлик Морозов". А несколько друзей сказали, что мне платят евреи и я предаю Родину», — говорила она.
В связи со всем этим планы литовского парламента выглядят не такой уж безумной идеей. Политики всего лишь идут навстречу своим гражданам, отвечают их чаяниям и запросам.
В 2018 году в Литве попытались подкрепить делом заявления политиков о необходимости борьбы с антисемитизмом. Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимяшюс приказал снять со здания библиотеки Академии наук мемориальную табличку Йонасу Норейке и переименовать сквер, названный в честь Казиса Шкирпы. Оба этих человека считались в Литве героями борьбы за национальную независимость против Советского Союза, но в действительности были нацистскими преступниками.
Норейка и Шкирпа занимались антисемитской пропагандой. Причем Норейка, получив при немецкой оккупации пост главы Шауляйского уезда, лично подписывал приказы о перемещении евреев с подотчетной ему территории в гетто, где их потом уничтожали. Позже политик рассорился и с немцами, и его отправили в концлагерь Штутгоф. Впрочем, к концу войны немцы выпустили Норейку и он примкнул к литовским «лесным братьям». 16 марта 1946 года его поймали советские спецслужбы и спустя год расстреляли.
Преступления Норейки разоблачила его собственная внучка, журналистка Сильвия Фоти, проживающая в США. В 2018 году она опубликовала статью с рассказом о «подвигах» своего деда. Но в Литве многие отказались ей верить. Глава парламентской комиссии по исторической памяти Гумуляускас счел снятие мемориальной доски Норейки незаконным и назвал клеветой сведения о том, что он был пособником нацистов.
Минувшим летом защитники Норейки и Шкирпы провели в Вильнюсе митинг под лозунгом «Давайте защитим литовских героев». Вскоре после этого руководство Еврейской общины Литвы (ЕОЛ) объявило, что из-за поступающих угроз придется на несколько дней закрыть синагогу в столице. «Прислали по почте уже не одно и не два письма, мы их получаем систематически. Это началось в последнее время, раньше их никогда не было», — рассказала председатель ЕОЛ Фаина Куклянски.
Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис призвал правоохранительные органы отреагировать на угрозы в адрес евреев. Однако националистическая истерия не утихла. В сентябре 2019-го члены объединения Pro Patria без разрешения установили на фасаде библиотеки Литовской академии наук новую доску в честь Норейки. В том же месяце у входа в офис Еврейской общины в Вильнюсе кто-то выложил свастику.
Очень скоро о происходящем в Литве стало известно далеко за ее пределами. Спецпосланник Госдепартамента США по вопросам холокоста Черри Дэниелс заявила, что прославление лиц, повинных в убийстве тысяч ни в чем не повинных людей, позволяет пропагандировать антисемитизм и наносит вред международной репутации Литвы.
Когда скандал вышел на международный уровень, президент Литвы Гитанас Науседа нашел в себе решимость признать, что к уничтожению еврейского населения Литвы причастны не только оккупационные власти, но и его соотечественники.
Но законопроект ведь есть и его планируют принять весной!
***
После того как скандальный законопроект о снятии с Литвы ответственности за холокост был инициирован, его автор Гумуляускас призвал не делать выводов до тех пор, пока документ не будет окончательно доработан, и заявил, что журналисты в спешке представили его неправильную интерпретацию.
Тема холокоста в Литве крайне непопулярна, говорить об этом не любят. Недаром местная еврейская община долгое время безуспешно требовала обнародовать список примерно из двух тысяч человек, причастных к холокосту. Возможно, дело еще и в том, что некоторые из тех, кто убивал евреев, позже стали «лесными братьями» — поэтому разоблачение таких «национальных героев», как Норейка, воспринимается в Литве очень болезненно.
Свежие комментарии