На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    Врёшь нагло.Слишком  много стало убийств  учёных и изобретвателей  агентами Гитлера.Как Берия останов...
  • Владимир Алтайцев
    Паскуда, 380  тысяч  не  так и много? Ты  подонок.Как Берия останов...
  • Виктор Фомин
    А почему за фотографии, якобы, голодных "жертв царизма" вы выдаёте фото голода в Поволжье 1921 года? Фото безпризорни...„Процветание” Рос...

Историческая путаница

 

Шапка Мономаха.


Согласно мифу, этот головной убор византийский император Константин мономах подарил своему внуку, впоследствии под именем Владимира Мономаха державшему в 1113 — 1125 гг. киевское великое княжение. Шапка Мономаха олицетворяет древность и преемственность русского института монархии, она — символ национального тронного величия, драгоценный экспонат Оружейной палаты.



Стоит лишь глянуть на экспонат, и все становится ясно. Шапка Мономаха — это обычная среднеазиатская парчовая тюбетейка богатого тюркского хана. Полусферическая по форме, обшитая по краю собольим мехом, украшенная золотом, драгоценными камнями и крестиком сверху. Украшения — явно поздние. Сама тюбетейка — характерного фасона XIV века. 

Упоминания о ней в русских источниках как раз с того века и появляются. Скорее всего, ее привез в Москву между 1320 и 1340 годами великий князь Московский Иван Калита, ездивший с визитом в Орду к хану Узбеку и возвратившийся с подарками. Так что, речь не может идти о византийских императорах…



«Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет!»
Все знают, что эту

грозно-чеканную фразу произнес князь Новгородский, великий князь Владимиро-Суздальский Александр Ярославич, прозвищем Невский, стоя перед склоненными боевыми стягами побитых воинов Тевтонского ордена. Не произносил князь этой фразы! Точнее — произнес ее устами актера Николая Черкасова в финальных кадрах фильма «Александр Невский» (1938 г.), куда она в свою очередь попала из сценария, а в сценарий — согласно пожеланиям верховного политического руководства. России была возвращена величественная история, которую в некоторых местах пришлось подмалевать.
Другой миф, связанный с именем Невского, — исход битвы на Чудском озере, согласно которому происходила битва прямо на льду озера, и лед подломился аккурат под немецкой ратью, под русской — выдержал… Крепкий же и толстый лед должен был стоять на озере 5 апреля 1242 года, в разгар ледохода и ледолома, чтобы выдержать тягу нескольких тысяч тяжеловооруженных конных ратников и немецких бронированных рыцарей! Скорее всего, тевтонов оттеснили с берега на рыхлый подтаявший весенний лед, где и произошло их потопление, а позже эпизод расцветили по принципу «красиво не приврать — сказки не рассказать». Не говоря уж о том, что в наши дни тщательные обследования берегов Чудского озера показали, что битва происходила явно не там, где указывает летопись. Да и местонахождение летописного Вороньего Камня по сей день точно не установлено…


Александр Пересвет и Адриан Ослябя.
Два воина-инока, духовные дети преподобного Сергия Радонежского, герои Куликовской битвы 1380 года. Пересвет пал в честном бою — схватке один на один — с татарским багатуром Челубеем. Ослябя погиб в общей сече. Оба схоронены в московском Симоновом монастыре. Так гласит миф. Участие Пересвета и Осляби в Куликовской битве — факт достоверный. И их героизм неоспорим. Однако «Задонщина», летописная повесть начала XV века, сообщает: «Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золочеными доспехами сверкая, а уже многие лежат посечены». Стало быть, жив и здоров. А летописные источники, относящиеся к 1397 — 1398 годам, сообщают, что не менее живой и здоровый Ослябя назначен в посольство ко двору византийского императора. Более того, сведения о захоронении героев в Симоновом монастыре появляются почему-то лишь во времена Екатерины Великой; документы Симонова и Троице-Сергиева монастырей XV — XVII веков о захоронении героев умалчивают. Скорее всего, погребение их прахов действительно состоялось, но много позже конца XIV века, а легенда об их гибели в Куликовской битве была сочинена задним числом.


Таковы они, исторические мифы. Ни вреда от них, ни пользы — одна путаница.
Подробнее: http://rumbur.ru/history/843-istoricheskaya-putanica
наверх