О том, что Денис Давыдов когда-нибудь обязательно отличится в сражениях, первым сказал сам Суворов. Денису Давыдову тогда было всего 9 лет, и он жил в лагере Полтавского легкоконного полка, в котором служил его отец Василий Давыдов.
Даже сегодня, спустя 200 лет, историки всего мира спорят, как России удалось разбить непобедимого Наполеона.
То ли великую армию погубили русские морозы, то ли военный гений Кутузова, то ли московские пожары. Точку в этом споре недавно попытались поставить испанские историки, которые издали научный труд, где выдвинули новую версию: победа над Наполеоном была бы невозможна, если бы не было человека, который придумал свои правила войны. Имя этого человека - Денис Давыдов. Именно он стал основателем первого диверсионного отряда в России, благодаря которому, по мнению испанцев, и погибла самая сильная на тот момент армия в мире.О том, что Денис Давыдов когда-нибудь обязательно отличится в сражениях, первым сказал сам Суворов. Денису Давыдову тогда было всего 9 лет, и он жил в лагере Полтавского легкоконного полка, в котором служил его отец Василий Давыдов. Именно сюда в ноябре 1792 года на смотр войск приехал будущий генералиссимус. Увидев Дениса и его брата Евдокима на построении, Суворов сказал про первого: «Этот будет полководцем и выиграет три сражения ещё при моей жизни». Второму же он напророчил гражданскую карьеру.
Стать военным Давыдов решил только потому, что хотел побороть собственный комплекс неполноценности. Будущий диверсант очень стеснялся своего роста. Мало кто знает, но больше всех своих побед Давыдов гордился встречей с Наполеоном. Его мечтой было увидеть, так ли мал Наполеон, как о нём говорят. Встреча случилась 25 июня 1807 года во время заключения Тильзитского мира. Для того чтобы вблизи увидеть императора Франции, Давыдов выпросил разрешения присутствовать на встрече Наполеона и Александра у князя Багратиона, при котором состоял адъютантом. О том, что Наполеон оказался даже ниже его, Давыдова, гусар потом часто и с удовольствием вспоминал.
Первую популярность Давыдову принесла не воинская слава, а страсть к поэзии. Его стихами зачитывался даже малолетний Пушкин. Но именно стихи чуть не стоили Давыдову карьеры. В1803 году за несколько эпиграмм на молодого императора Александра его перевели из гвардии в армейский гусарский полк. В то время для кавалергарда это считалось страшным наказанием. Его удостаивались только за шулерство, трусость или кражу. Но самое поразительное - то, что, если бы не это наказание, Денис Давыдов никогда не стал бы командиром диверсионного отряда! И никто бы не предложил проект диверсионной войны Кутузову! Ведь по тогдашним законам разрешить добровольное оставление гвардии кавалергарду не смог бы даже главнокомандующий.
Идея основать отряд диверсантов к Давыдову пришла накануне бородинского сражения. Перед боем, который состоялся 26 августа 1812 года, Давыдов, служивший к тому моменту гусаром Ахтырского полка, пришёл к командующему левым флангом российской армии генералу Багратиону с необычным проектом. В то время как все были заняты диспозицией предстоящего сражения, Давыдов предложил Багратиону организовать набеги на тыл противника. То есть, Давыдов, не веря в благополучный исход генерального сражения, решил начать диверсионную войну в тылу армии Наполеона. Главнокомандующий Кутузов для эксперимента дал Давыдову 50 гусар и 100 казаков. Так появился самый первый в российской истории отряд диверсантов.
Это может показаться невероятным, но маленький отряд Давыдова с 1 сентября по 23 октября взял в плен 3566 рядовых и 40 офицеров. И отбил несколько сотен пленных русских. А к зиме 1812 года под руководством Давыдова было уже 700 диверсантов, которые действовали очень эффективно.
Из-за этого по приказу самого Наполеона для поимки руководителя диверсантов Дениса Давыдова был сформирован специальный карательный отряд в две тысячи французских штыков. Он состоял из старых солдат, которые имели опыт борьбы с герильясами в Испании. Но найти отряд Давыдова французы так и не смогли, ведь каждую ночь русские диверсанты меняли место своего положения. А под утро стремительной атакой нападали на арьергарды и бивуаки отставших от основных частей французов, уничтожали их буквально сотнями, после чего скрывались в лесу.
Подобная тактика была настолько успешной, что от ста шестнадцатитысячной армии французов, вышедших из Москвы седьмого октября, к двадцать восьмому ноября до Березино дошло всего 9,5 тысяч человек. И это при том, что крупных сражений после Бородинского уже не было, так же, как не было и жестоких морозов, которые, по мнению некоторых французских историков, якобы и уничтожили армию Наполеона.
Семнадцатиградусный мороз держался всего 2 дня - 31 октября и 1 ноября, а в остальные дни отступления французов была оттепель. То есть, 100 тысяч человек не могли просто замёрзнуть. Получается, все они были взяты в плен или убиты диверсантами… Остальные просто умерли от голода, побоявшись отойти от дороги за провизией. А значит, именно диверсионная война, которую в России первым начал Денис Давыдов, во многом способствовала изгнанию французов с русских земель.
Свежие комментарии