На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 635 подписчиков

Свежие комментарии

  • Alexei Petrovsky
    Эх ты, черный мудиц пиздории! Подучи русский язык, дубина! 😝Зачем Хрущев гром...
  • Анатолий Рыжакин
    👍Американцы подгот...
  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...

10 самых мощных линейных кораблей в истории

Считается, что как класс военных судов линейные корабли появились только в 17-м веке, когда сформировалась новая тактика морских сражений. Эскадры выстраивались друг против друга и начинали артиллерийскую дуэль, финал которой определял и исход битвы. Однако если подразумевать под линейными крупные боевые суда с мощным вооружением, то история таких кораблей уходит вглубь тысячелетий.

Пентера (Римская империя)

В античные времена боевая мощь судна зависела от количества воинов и гребцов, а также метательных орудий, которые на нём помещались. Название кораблей определялось количеством рядов весел. Весла, в свою очередь, могли быть рассчитаны на 1-3 человек. Гребцы размещались в несколько этажей, друг над другом или в шахматном порядке.
Самым распространённым типом крупных судов считались квинквиремы (пентеры) с пятью рядами вёсел. Однако в 256 году до н.э. в битве с карфагенянами при Экноме в состав римской эскадры входили две гексеры (с шестью рядами вёсел). Римляне ещё неуверенно чувствовали себя на море и вместо традиционных таранов завязывали абордажный бой, устанавливая на палубах так называемые «вороны» — устройства, которые, обрушившись на вражеский корабль, намертво сковывали его с нападающим судном.
По мнению современных специалистов, самым крупным судном могла быть септирема (семь рядов весел) длиной около 90 метров. Корабль большей длины просто переломился бы на волнах. Тем не менее, в античных источниках содержатся упоминания об октерах, энерах и децимремах (соответственно, восемь, девять и десять рядов весел). Скорее всего, эти суда были слишком широки, а следовательно, тихоходны и использовались для обороны собственных гаваней, а также при взятии вражеских прибрежных крепостей как передвижные платформы для осадных башен и тяжёлых метательных устройств.



Длина — 45 метров
Ширина — 6 метров
Двигатели — парус, вёсла
Экипаж — около 250 человек
Вооружение — абордажный «ворон»

Кобуксон (Королевство Корея)

Распространено мнение, что защищённые бронёй суда появились во второй половине 19-го века. На самом деле местом их рождения была средневековая Корея…
Речь идёт о кобуксонах, или «кораблях-черепахах», созданных, как считается, знаменитым корейским флотоводцем Ли Сунсином (1545-1598 гг.).
Первые упоминания об этих кораблях относятся ещё к 1423 году, но возможность опробовать их в деле появилась только в 1592 году, когда 130-тысячная японская армия попыталась завоевать Страну утренней свежести.
Потеряв значительную часть флота из-за внезапного нападения, корейцы, располагая вчетверо меньшими силами, стали наносить удары по вражеским судам. Линейные корабли самурайского флота — секи-бунэ — имели экипажи не более 200 человек и водоизмещение 150 тонн. Перед вдвое большими по размерам и наглухо защищёнными бронёй кобуксонами они оказывались беззащитными, поскольку взять таких «черепах» на абордаж было невозможно. Корейские экипажи сидели в похожих на сундук казематах из дерева и железа и методично расстреливали противника из пушек.
В движение кобуксоны приводились 18-20-одноместными вёслами и даже при попутном ветре вряд ли могли развивать скорость более 7 километров в час. Но их огневая мощь оказывалась сокрушающей, а неуязвимость доводила самураев до истерики. Именно эти «черепахи» принесли корейцам победу, а Ли Сунсин стал национальным героем.

Длина — 30-36 метров
Ширина — 9-12 метров
Двигатели — парус, вёсла
Экипаж — 130 человек
Количество орудий — 24-40

Большая галера (Венецианская республика)

Правители Венецианской республики, пожалуй, первыми поняли, что господство над морскими коммуникациями позволяет контролировать мировую торговлю, а с таким козырем в руках даже крохотное государство может стать сильной европейской державой.
Основой морской мощи Республики Святого Марка были галеры. Суда этого типа могли двигаться и на парусах, и на вёслах, но были длиннее своих древнегреческих и финикийских предшественников, что позволяло увеличивать их экипажи до полутораста моряков, способных выступать и в качестве гребцов, и в качестве морских пехотинцев.
Глубина трюма галеры составляла не более 3 метров, но этого хватало для загрузки необходимых припасов и даже небольших партий, предназначенных на продажу товаров.
Основным элементом судна были изогнутые шпангоуты, определявшие форму и влиявшие на скорость галеры. Сначала из них собирали каркас, а затем обшивали досками.
Такая технология была революционной для своего времени, позволяя соорудить длинную и узкую, но при этом жёсткую конструкцию, которая не изгибалась под воздействием волн.
Венецианские верфи были государственным предприятием, окружённым 10-метровой стеной. Трудились на них более 3000 профессиональных мастеров, которых называли арсенолотти.
Несанкционированное проникновение на территорию предприятия каралось тюремным заключением, что должно было обеспечить режим максимальной секретности.

Длина — 40 метров 
Ширина — 5 метров 
Двигатель — парус, весла 
Скорость — 6 узлов 
Грузоподъёмность — 140 тонн 
Экипаж — 150 гребцов

«Сантисима Тринидад» (Испания)

Самый крупный парусный линейный корабль 18-го века, неофициально прозванный El Ponderoso («Тяжеловес»).
Его спустили на воду в Гаване в 1769 году. Он имел три палубы. Корпус корабля толщиной до 60 сантиметров изготавливали из кубинской красной древесины, мачты и реи — из мексиканской сосны.
В 1779 году Испания и Франция объявили войну Англии. «Сантисима Тринидад» отправился в Ла-Манш, но вражеские суда просто не вступали с ним в бой и ускользали, пользуясь преимуществом в скорости. В 1795 году «Тяжеловеса» переоборудовали в первый в мире четырёхдечный корабль.
14 апреля 1797 года в битве при мысе Сан-Винсенте британские суда под командованием Нельсона подсекли нос колонне, возглавлявшейся «Сантисима Тринидадом», и с удобной позиции открыли артиллерийский огонь, что, и решило исход сражения. Победители захватили четыре корабля, но гордость испанского флота сумела избежать пленения.
Роковым для «Тяжеловеса» стало Трафальгарское сражение 21 октября 1805 года.
Британский флагман «Виктория», на котором находился Нельсон, атаковал вместе с семью другими британскими кораблями, каждый из которых имел не менее 72 орудий, «Сантисима Тринидад».
Этот шквал огня испанское судно выдержало, но было взято на абордаж, после того как две трети его моряков оказались ранены или убиты. Воспользоваться своим трофеем победители не смогли. Через два дня из-за полученных повреждений он был затоплен.

Длина — 63 метра 
Водоизмещение — 1900 тонн 
Двигатели — парус 
Экипаж — 1200 человек 
Количество орудий — 144

«Двенадцать апостолов» (Россия)

Самый мощный парусный линейный корабль русского флота был спущен на воду в 1841 году на Николаевской верфи.
Строился он по инициативе командующего Черноморской эскадрой Михаила Лазарева с учётом новейших разработок британских корабелов. Благодаря тщательной обработке дерева и проведению работ в эллингах срок службы судна превысил стандартные восемь лет. Внутреннее убранство было роскошным, так что некоторые офицеры сравнивали его с отделкой императорских яхт. В 1849 и 1852 годах со стапелей сошли ещё два аналогичных корабля — «Париж» и «Великий князь Константин», но с более простым внутренним убранством.
Первым командиром корабля стал будущий вице-адмирал Владимир Корнилов (1806-1854 гг.), погибший во время обороны Севастополя.
В 1853 году «Двенадцать апостолов» осуществили перевозку почти 1,5 тысячи пехотинцев на Кавказ для участия в боях против турок. Однако когда против России выступили англичане и французы, стало очевидно, что время парусных судов ушло в прошлое.
На «Двенадцати апостолах» устроили госпиталь, а снятые с него пушки использовали для укрепления береговой обороны.
В ночь с 13 на 14 февраля 1855 года корабль затопили, чтобы укрепить размытые течением подводные заграждения у входа в бухту. Когда после войны начались работы по расчистке фарватера, поднять «Двенадцать апостолов» не удалось и судно взорвали.

Длина — 64,4 метра 
Ширина — 12,1 метра 
Скорость — до 12 узлов (22 км/ч) 
Двигатели — парус 
Экипаж — 1200 человек 
Количество орудий — 130

«Пётр Великий» (Россия)

Первый полноценный броненосец российского флота, строившийся на Галерном острове в Петербурге по проекту контр-адмирала Андрея Попова (1821-1898 года), первоначально носил имя «Крейсер» и предназначался именно для ведения крейсерских операций. Однако после переименования его в 1872 году в «Пётр Великий» и спуска на воду концепция изменилась. Речь стала вестись уже о судне линейного типа.
Довести до ума машинную часть не получалось; в 1881 году «Петра Великого» перевели в Глазго, где его реконструкцией занялись специалисты компании Randolph and Elder. В результате корабль стал считаться лидером среди судов своего класса, хотя блеснуть мощью в настоящих боевых действиях ему так и не пришлось.
К началу 20-го века кораблестроение ушло далеко вперёд, и очередная модернизация дела уже не спасала. В 1903 году «Петра Великого» переоборудовали в учебное судно, а с 1917 года использовали в качестве плавучей базы подводных лодок.
В феврале и апреле 1918 года этот ветеран поучаствовал в двух тяжелейших ледовых перехода: сначала из Ревеля в Гельсингфорс, а затем из Гельсингфорса в Кронштадт, избежав пленения немцами или белофиннами.
В мае 1921 года экс-броненосец разоружили и переформировали в минный блокшив (плавучую базу) Кронштадтского военного порта. Из списка флота «Петра Великого» исключили только в 1959 году.

Длина — 103,5 метра 
Ширина — 19,2 метра 
Скорость — 14,36 узла 
Мощность — 8296 л.с.
Экипаж — 440 человек 
Вооружение — четыре 305-миллиметровых и шесть 87-миллиметровых пушек

«Дредноут» (Англия)

Имя собственное этого корабля стало именем нарицательным для целого поколения боевых судов, отличавшихся от привычных линкоров большей броневой защитой и мощью орудий, — именно на них был реализован принцип «all-big-gun» («только большие пушки»).
Инициатива его создания принадлежала первому лорду британского Адмиралтейства Джону Фишеру (1841-1920 года). Спущенный на воду 10 февраля 1906 года корабль построили за четыре месяца, задействовав почти все судостроительные предприятия королевства. Мощь его огневого залпа равнялась мощи залпа целой эскадры броненосцев недавно закончившейся Русско-японской войны. Впрочем, и стоил он в два раза дороже. Таким образом, великие державы вошли в очередной виток гонки морских вооружений.
К началу Первой мировой войны сам «Дредноут» уже считался несколько устаревшим, и ему на смену шли так называемые «сверхдредноуты».
Единственную победу этот корабль одержал 18 марта 1915 года, потопив таранным ударом германскую субмарину U-29, которой командовал знаменитый немецкий подводник капитан-лейтенант Отто Веддинген.
В 1919 году «Дредноут» перевели в резерв, в 1921 году продали на слом, а в 1923 году разобрали на металл.

Длина — 160,74 метра
Ширина — 25,01 метра
Скорость — 21,6 узла
Мощность — 23000 л.с. (расчётная) — 26350 (на полном ходу)
Экипаж — 692 человека (1905 г.); 810 человек (1916 г.)
Вооружение — десять 305-миллиметровых, двадцать семь 76-миллиметровых противоминных пушек.

«Бисмарк» (Германия)

Самый крупный (наряду с «Тирпицем») германский линкор и третий по размерам в мире представитель этого класса боевых кораблей (после линкоров типа «Ямато» и «Айова»).
Спущен на воду в Гамбурге в День святого Валентина — 14 февраля 1939 года — в присутствии внучки князя Бисмарка Доротеи фон Левенфельд.
18 мая 1941 года линкор вместе с тяжёлым крейсером «Принц Ойген» вышел из Готенхафена (современная Гдыня) с целью нарушить британские морские коммуникации.
Утром 24 мая после восьмиминутной артиллерийской дуэли «Бисмарк» отправил на дно британский линейный крейсер «Худ». На линкоре вышел из строя один из генераторов и были пробиты две топливные цистерны.
Британцы устроили на «Бисмарк» настоящую облаву. Решающего попадания (приведшего к утрате судном управления) добился один из пятнадцати торпедоносцев, поднявшихся с авианосца «Арк Ройял».
На дно «Бисмарк» отправился 27 мая, подтвердив своей гибелью, что теперь линкоры должны уступить место авианосцам. Его младший брат «Тирпиц» был потоплен 12 ноября 1944 года в норвежских фьордах в результате серии британских авианалётов.

Длина — 251 метр 
Ширина — 36 метров
Высота — 15 метров (от киля до верхней палубы) 
Скорость — 35 узлов (55 км/ч) 
Мощность — 150 170 л.с. 
Экипаж — 2200 человек 
Вооружение — восемь 380-миллиметровых и двенадцать 150-миллиметровых пушек, шестнадцать 150-миллиметровых, шестнадцать 37-миллиметровых и двадцать 20-миллиметровых зенитных орудий, 4 самолёта.

«Ямато» (Япония)

Самый большой корабль японского флота был спущен на воду 18 августа 1939 года и спустя год тоже обзавёлся однотипным младшим братом — «Мусаси». Однако пример «Бисмарка» заставил японцев переделать третий из запланированных в этой серии линкоров «Синано» в авианосец.
«Ямато» участвовал 4-6 июня 1942 года в битве у атолла Мидуэй, хотя он и находился в 300 милях от авианосцев, ставших главными жертвами этого сражения.
Затем линкор выполнял роль плавучего штаба Объединённого императорского флота, но 25 декабря 1943 года был торпедирован американской подлодкой «Скейт». После ремонта вернулся в строй и в июне 1944 года вместе с «Мусаси» участвовал в сражении в Филиппинском море, где впервые открыл огонь, обстреляв собственную авиацию. Затем была битва в море Сибуян (24 октября 1944 года), когда палубная авиация США потопила «Мусаси». На следующий день последовал бой в заливе Лейте, во время которого «Ямато» добился нескольких попаданий по кораблям противника.
В битве за Окинаву 7 апреля 1945 года линкор получил 13 попаданий бомбами, 10 торпедами и затонул после взрыва артиллерийского погреба. Спаслись 269 человек.

Длина — 263 метра 
Ширина — 36,9 метра 
Скорость — 27,5 узла (51 км/ч) 
Мощность — 150000 л.с. 
Экипаж — 2500 человек 
Вооружение — девять 460-миллиметровых и двенадцать 155-миллиметровых пушек, двенадцать 127-миллиметровых и двадцать четыре 25-миллиметровых зенитных орудий, четыре 13,2-миллиметровых зенитных пулемёта, 7 самолётов

«Айова» (США)

Самый крупный линкор в мире был спущен на воду в 1942 году, открыв серию судов, в которую вошли также «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин». Решение об их строительстве было принято в августе 1939 года, когда большинство морских теоретиков ещё пребывали в убеждении, что линейные корабли по-прежнему являются основной ударной силой флота. Линкоры типа «Айовы», помимо мощной артиллерии и бронирования, имели высокую скорость хода, к тому же не раз проходили модернизации, прослужив до конца 20-го века.
«Айова» в 1949 году был списан, но в 1951 году участвовал в корейской войне как корабль артиллерийской поддержки. В 1959 году снова был списан. В 1984 году прошёл модернизацию, а через пять лет на «Айове» в ходе испытаний взорвалось орудие, 47 моряков погибли.
«Нью-Джерси» поучаствовал во вьетнамской войне, а также в войне в Ливане (1983-1984 гг.). На «Миссури» подписали акт о капитуляции Японии, завершив тем самым Вторую мировую войну. А в 1986 году (вместе с «Висконсином») он поучаствовал в войне в Персидском заливе.
В 1989-1995 годах все эти суда были окончательно списаны и в настоящее время перепрофилированы в музеи.

Длина — 270,5 метра 
Ширина — 33 метра 
Скорость — 33 узла (61 км/ч) 
Мощность — 212 000 л.с. 
Экипаж — 2800 человек (1945 г.) человек (1980-е годы) 
Вооружение — девять 406-миллиметровых и двадцать 127-миллиметровых пушек, после модернизации — 4 зенитные установки «Вулкан» МК-15, шестнадцать противокорабельных комплексов «Гарпун», 32 ракеты «Томагавк».

Источник

наверх