Хочется сказать несколько слов о летоисчислении. Практически на всех языческих или родноверческих форумах рано или поздно заходит разговор о календаре и летоисчислении. Как правило, кого-то не устраивает нынешнее летоисчисление за нулевую точку отчёта которого взято рождение Исуса, ну и отвергая современный устрой, начинают выискивать некоторые «древнерусские» календарные системы.
Я скажу сразу: мне неведома та, точка отчёта от которой наши предки могли вести счёт годам, но то, что обычно предлагается за исконное — никакой критики не выдерживает. Постараюсь коротенько описать основные заблуждения.
1. Старый «славянский» календарь отменённый Петром1 в 1700 году, к славянам никакого отношения не имеет. Инглинги хоть и пытаются доказать, что дата сия «от сотворения мира» означает заключение мирного договора, положившего конец между китайцами и ариями, но на то они и инглинги. Так вот: точка отсчёта в 5508 лет с празднованием Нового года пришла на Русь с принятием христианства из Византии. Сие есть так называемая Византийская Эра. Кстати, у христиан в то время подобных эр было аж 3 штуки:
Византийская 5508 год до нхли
Александрийская 5501 (фактически 5493) до нхли
И Антиохийская 5969 год до нхли
Византийская более поздняя.
«Вплоть до IX века н.э. многими византийскими историками использовалась так называемая эра Анниана, или александрийская, созданная в начале 400-х годов. Сотворение мира в ней прежде было отнесено на 25 марта 5001 года до Р.Х. (фактически — 5493 года, если устранить деформацию временной шкалы последовательности исторических событий). Однако затем это было сочтено неудобным, так как при подобном исходе Пасха в контексте александрийской эры иногда случалась дважды, а иногда — ни разу в году. По этой причине новолетие в ней было перенесено на 1 сентября.
Уже в VI веке в Византии начала использоваться другая мировая эра с началом 1 марта 5508 года до Р.Х. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Спаситель мира сошел на землю в середине шестого тысячелетия, ибо «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8), а с небольшими уточнениями, связанными с пасхальными расчётами, — через 5508 лет по Адаме. Именно византийская схема летосчисления на много веков заняла важное место в календарной системе Руси».
Так что отмечать Новый год 1 сентября — сие было банальной церковной традицией. Церковный и "гражданский" Новый год были сведены воедино в 1492г при Иване 3-ем. Церковники же приняли решение праздновать Новый год в сентябре в 1348 года. 1 сентября — в Иудее был праздником урожая и именно в этот день распятый прочитал первую проповедь, это есть в библии.
До 1492 года "гражданский" Новый год праздновался 1 марта. Тут говорить о происхождении даты чуть сложнее. Но есть некоторые моменты. Дата сия так же, о чём есть выше, пришла с греками, хотя, возможно, в начале марта отмечалось начало выпаса скота. Отсюда сия дата должна иметь большее почтение у народов кочевых. Например, казахи празднуют новый год 22 марта. Интересно и то, что евреи, хоть и ведут новый год от начала сентября, но счёт месяцев ведут от марта.
Вывод. Тот календарь который отменил Пётр Первый — не был древнеславянским и к славянам отношения не имел. Это был церковный календарь и язычникам ставить в укор Петру введение европейского календаря, мягко говоря, не след.
2. Кстати, с лёгкой руки инглингов, в умах многих родноверов засело, что год — образованно он немецкого «got», то бишь бог. Вот в том и беда ракомолов, что порой по созвучью делают весьма смешные выводы. Или тупые выводы. Нет, конечно, их версию можно было бы рассматривать всерьёз, если бы в древнеболгарских рукописях не встречалось слово «год» в значении года. К тому же "Парижский словарь московитов", своеобразный русско-французский разговорник, изданный в Париже в 16 веке, сохранил русское название новогоднего праздника: «Первый день во году». Так что, got тут и рядом не стоял.
3. 1 января. Вот не нравится родноверам сия дата, они обычно сей день ассоциируют с днём обрезания Исуса из Назарета. А вот тут, по правде говоря, чисто языческие корни прослеживаются, правда, римские.
День 1 января стал точкой отчёта нового года при императоре Юлии Цезаре, который ввёл новый календарь в 46 году до нхли. Т.е. впервые 1 января праздновался как Новый год в 45 году до нхли. Об обрезании распятого тут никто и не думал — ну не родился он ещё к этому моменту.
Почему Юлий стал отчитывать год от 1 января. В этот день ежегодно в республиканское время в должность вступали консулы и прочие чиновники. А так как консулом можно было избираться лишь на 1 год и 1 раз в жизни, при вступлении в должность новый консул весьма щедро одаривал граждан Рима. К тому же на 1 января 45 года до нхли выпало первое новолуние после зимнего солнцестояния.
4. Ну и на последок. Принято считать что христиане ведут летосчисление от рождества христова, хотя в той же библии есть чёткие указания на то, что Иисус родился осенью, а не в декабре. Да и само оное летоисчисление было положено лишь в 6 веке по хли.
«Дионисий Малый, Дени Малый (первая половина VI века) — римский аббат, скиф или гето-дак по происхождению, основоположник летосчисления от рождества Христова (или от начала нашей эры). По поручению папы римского Иоанна I в 525 году составлял пасхальные таблицы. Отказавшись от тогдашнего летосчисления, начинавшегося от первого года правления жестокого гонителя христиан римского императора Диоклетиана, предложил новую систему счёта годов. При этом Дионисий Малый исходил из того, что Иисусу, когда он начинал свою проповедническую деятельность, было около 30 лет (по Евангелию от Луки), что распят он был в канун иудейской пасхи при императоре Тиберии. Используя уже существовавшую методику исчислений дат пасхи (с учётом солнечного и лунного календарей), он установил, что воскресение Иисуса приходится на 25 марта 31 года от его рождества».
«В 337 году н.э. папа Римский Юлий Первый утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. Соединению праздника Солнца с Рождеством Христовым в Риме во многом способствовало видение императора галлов Константина Великого 27 октября 312 года. Перед битвой за Рим он увидел на солнечном диске крест с инициалами Иисуса Христа и надписью «In hoc signo vinces» («Сим победиши»).
Ещё отец Константина Великого император галлов Константин Хлор сочувствовал христианам, а Константин Великий впоследствии провозгласил христианство государственной религией Римской империи. Соединение «языческого» праздника Солнца с Рождеством Христовым было, очевидно, и чисто прагматически выгодно христианской Церкви, так как этот любимый народом «языческий» праздник иначе было не победить никакими увещеваниями церковников и папскими буллами. Церковь никогда не скрывала, что действительный день рождения Иисуса Христа не известен и что дата 25 декабря была установлена по праву самой Церкви.
Летом 1996 года в одном из своих посланий Папа римский Иоанн Павел Второй подтвердил, что историческая дата Рождества Христова неизвестна, и что в действительности Спаситель родился на 5—7 лет раньше новой эры, «официального» Рождества Христова. Летоисчисление от Рождества Христова (от «новой эры») установилось ещё позже принятия даты 25 декабря, в шестом веке по нынешнему счёту, а до этого счёт шёл от основания Рима, от 22 апреля 754 года до н.э.».
http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=28.0" target="_blank" rel="nofollow">Русь Балтийская
Свежие комментарии