Преподобный Нестор и президент США Обама – два человека, разделенные не только временем, но и пространством. Два полюса, обозначающие совершенно противоположные культурные и даже чисто бытовые направления. Собственно, в качестве антипода Нестору мог бы послужить практически любой представитель современного западного постмодернистского элитарного слоя, но Барак Х.
Обама постоянно на виду, как публичный лидер крупнейшего либерального государства в мире. О монахе Несторе вспоминают не часто, а вот фамилия президента Пиндостана наоборот стала «притчей во языцех» и на ТВ, и на страницах газет и журналов. Нестор воплощает собою тысячелетнюю традицию, а Барак Обама – абсолютный антитрадиционализм.900 лет против свинарников Запада
9 ноября Русская Православная Церковь вспоминает преподобного Нестора Летописца, фактически, «отца русской истории», уподобленного древнегреческому мыслителю Геродоту. Около 1114 года, то есть 900 лет прошло с тех пор, как скромный инок Киево-Печерского монастыря отошел ко Господу, но дела, свершенные им столетия и столетия тому назад продолжают оставаться с нами.
«Повесть временных лет», «Житие Феодосия Печерского», «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» − это духовное наследие Нестора, дошедшее до нас сквозь туман эпох, войн и пожарищ. Однако насколько правильно пользуемся мы им, насколько полно мы знаем его, насколько глубоко мы задумываемся над строками, рожденными под пером монаха?..
Ведь складывается парадоксальная ситуация, что почитаем, да не читаем; говорим о любви к своей литературе, а бросаемся в свинарники Коэльо и Мураками; грезим национальной идеей, но погружаемся в мир голливудских боевиков, комедий и слезливых мыльных опер. В сей шизофренической системе и оказываются на одной аксиологической доске и Нестор Печерский и Обама Пиндостанский. И в зоне постмодерна скороспелые придумки Барака во сто крат более известны, чем Творения Нестора. По сути, от того, что и кого мы выбираем, зависят и жизнь страны Российской, и судьба наша. Ежели формально хвалим преподобного Нестора, а увлекаемся «обамизмом», «обаманываемся» лично, то увлекаем в пучину безвременья молодые поколения. Ведь Летописец и Обама – это еще и символы исторического Пути…
Нестор и Феодосий
Нестор сам пришел в монастырь в поисках Истины, веры и знания. Послушник «руках преподобного Феодосия Печерского» − первая ступень в восхождении будущего «отца русской истории». Но батюшка Феодосий, кроме несомненной святости и замечательных организаторских способностей, прославлен и умением созидания литературного и убеждающего слова. Ученик Нестор унаследовал от учителя умение писать точно, ясно и четко. Не секрет, что преподобный Феодосий отлично полемизировал и с язычниками, и с иудеями, и с католиками.
Антикатолический памфлет «Слово о вере христианской и о латинской» игумена Феодосия размазывает ложные догматические и культовые построения «папистов» так же, как крестьянин разляпывает ложкой тонкий слой манной каши по стенкам миски.
Преподобный Феодосий учит: «…Верой же латинской не прельщаться, обычая их не держаться, и причастия их избегать, и нравов их гнушаться, и оберегать своих дочерей: не отдавать за них, и у них не брать».
Учитывая, что весь Запад вылез из тела католической веры, то завет киевского иеромонаха и русским людям, живущим в XXI веке подходит. «Необереженные дочери» уезжают в скандинавские государства, а там у них детей отбирает ювенальная юстиция под надуманными предлогами. Западные обычаи ведут нас к денежному фетишизму и пренебрежению моралью и нравственностью. Содомитские миазмы мы вдыхаем тоже из «просвещенной» Европы. А за всем этим лыбится старуха-смерть…
Однако Феодосий и строг, и добр. Несмотря на весь обличительный пафос, примечательно, что в «Слове о вере христианской и о латинской» имеются строки о милости к иноверцам, следующие сразу же после поругания хваления чужой веры (или двоеверия, по Феодосию): «Если видишь раздетого или голодного, или от стужи, или от беды какой страдающего, будет ли то иудей или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или язычник любой – всякого помилуй и от беды избавь, если можешь, − и не будешь лишен воздаяния от Бога. Бог ведь и сам ныне поганых опекает так же, как и христиан. Поганых же иноверцев защищает Бог в этом веке, но в будущем лишены они будут добродетели». В Ветхом Завете мы найдем нечто похожее: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если жаждет, напой его водою: ибо [делая сие] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч. 25, 21-22).
Преподобный Нестор был достойным продолжателем трудов Феодосия. Создание «Повести временных лет» сродни подвигу. Отметим, что мнение, которое существует долгонько и высказывается постоянно, о том, что летописи творились для потомков, является только лишь заблуждением. Летописцы писали, прежде всего, для современников. А летописи как бы исполняли функцию «толстых» журналов. Летописцы, конечно, являлись пристрастными, но никогда не врали (ложь противна Богу и людям!). Древние тексты, которые должны были научать современников, превращались в заветы для потомков и источник познания прошлого, при условии особенной одаренности писателя.
Настоящие летописи и современная мишура
Мы с чистой совестью полагаем, что летописец творил для правнуков, исходя не из реального содержания писаний, а под влиянием художественных образов более поздних дней. Так большинство уверенных в убиении Иваном Грозным своего сына Ивана, обрело «правоту» сию не от работы в архивах, а через известную картину И. Репина. А пушкинский Пимен из трагедии «Борис Годунов» заслонил собою реального древнерусского летописца:
«Еще одно последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный…
Правдивые сказанья перепишет, –
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно:
Немного лиц мне память сохранила,
Немного слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно…»
В данной цитате прослеживается иллюзия, присущая новоевропейскому сознанию. Тексты летописей анализируются с высот современной «исследовательской колокольни», наше время считается пиком цивилизационного развития. Но если хочешь понять Нестора или Феодосия, или митрополита Григория, то надо стать на их позиции, взглянуть на мир их очами. Тогда и не будешь производить глуподырых ляпсусов в стиле россиянских неоязычников.
Например, у преподобного Нестора говорится о событии, предшествовавшем Крещению Руси («выборе религии» и посольствах князя Владимира Красно Солнышко): «Ходили к болгарам, смотрели, как они молятся в храме, то есть мечети, стоят там без пояса, сделав поклон, сядет и оглядывается туда и сюда, как бешенный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их разные службы, а красоты никакой не видели. И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького. Так и мы не можем оставаться прежними». Из этих слов вытекает, что душа русского человека устремилась к Православию и добровольно отвергла перунов и стрибогов, пополам с хорсами и «навьиными чарами».
А родноверы с упоением вещают о жестоком насаждении христианства и горах трупов. Но сего нет в летописях. И не надо думать, что летописи здесь специально подчистили. Да не делали этого, хотя бы потому, что преследование язычников почиталось как нормальное и естественное. В летописях, ежели князь зарубил волхва, то так и сообщали, причем отзывались с похвалою. Если вятичи убили миссионера Кукшу, то и о сем рассказ сохранялся без прикрас (нельзя оскорблять святость мученика!). Но в целом по старым нашим рукописям встречается удивительно мало фактов, где язычество активно противоборствует христианству.
Даже новгородский мятеж и усмирение оного Добрыней и Путятой не связаны с сей борьбой. При исследовании источников выявляется, что новгородцы поднялись против фискальной политики княжеской власти и первыми подпалили хоромы Добрыни. Ответная реакция не заставила себя ждать. И фраза «крестили мечом и огнем» − ирония и даже осуждение. Не почувствовать иронию может только тот, кто, вообще, не способен ощутить аромат текста и словес.
Вятичи и «обамичи»
Сельское население Руси начало прозывать себя «крестьянами», то есть «христианами» в XI веке, фактически, через несколько десятилетий после Крещения. А, скажем, в Ромейской империи (Византии), на селе язычество (и не отголоски его в виде примет и прочего, а в культовой и полноценно религиозной форме) сохранялось и через сто лет после победы христианства в городах. Крестьянское население всегда более консервативно, чем жители городов и меняется неохотно. Вывод напрашивается сам собою: «Русь чрезвычайно легко приняла Православие!»Неоязычникам же следует задуматься о том, что буйные веча изгоняли князей из территориальных столиц моментально (летописи на каждом шагу повествуют об этом). И неужели наши пращуры из-за трусости (припомним фиктивные горы трупов!) приняли бы не милую сердцу веру? Распространение чепухи о насильственном водворении христианства на Руси означает лишь господство в мозгах беспробудного невежества и осмеяния памяти собственных предков.
Впрочем, о чем изрекать то можно, если серпуховские новомодные язычники открыто выступили против установления памятника князю Святославу – великому воину и упертому почитателю Перуна. Родноверы Серпухова обиделись за вятичей, коих и почитают за своих прародителей.
К чему же приведет наверняка это лжемудрствование? Сначала откажемся от подлинной русской истории. Изгоним из нее, скажем, православных полководцев Суворова, Ушакова, Александра Невского и Дмитрия Донского. Потом отбросим Святослава, Олега и Игоря Старого. Разделимся на вятичей, кривичей, древлян, северян и т.д. И наступит благо… Для Барака Х. Обамы и «супердержавы», сеющей «демократию» под свист пуль и рев ракет… А что? Вятичи новоявленные и кривичи такие же охраняют нефтепроводы и не лезут в строителей империи. Древляне и вятичи XXI века так же безопасны для всемирной элиты, как ежики для анаконд. Подумаешь, колются чуть-чуть! «Обамичи», одним словом!..
Традиция против Франкенштейна
Обама нужен глобтроттерам, как прикрытие, как высокопарный бред, как кукла-марионетка, на кою сваливаются все просчеты и пакости. Ведь президент Пиндостана – политическая пустышка, PR-проект, выпестованный на потребу толпы. Обамины книжки сразу же признавались гениальными, ибо хоть как-то надо было заполнить пустоту. Барак Миротворец получил Нобелевскую премию за красивые глазки. Перед нами Франкенштейн или гомункул из политической реторты. И всё!
Но именно этого гомункула и приветствовала Украина! Призрачная страна избрала мираж-героя! На Обаму великие укры готовы молиться как на икону! А преподобный Нестор почти и позабыт (так вспоминают иногда, чтобы подразнить «клятых москалей»). Золото обменено на позолоченную медяшку! Первородство продано даже и не за чечевичную похлебку, а за запах ее!..
Предательство традиции неизбежно приводит в лапы культурных, политических и экономических мошенников, которые подсовывают вперед себя липовых носителей западных ценностей, хоть того же Барака Обаму, хоть бородатую Кончиту, хоть принцессу Диану, хоть «борца с расизмом» Яя Туре!
Но нам не нужны симулякры и пиар-привидения, нельзя идти за ними, ибо заведут в болото всеобщего кризиса человека и человечества! Надо следовать за духовными маяками традиции, такими как преподобный Нестор Летописец, игумен Феодосий Печерский, а дальше нас встретят и помогут осилить дорогу и Владимир Мономах, и Евпатий Коловрат, и Сергий Радонежский, и Дмитрий Донской, и «старец убогий» Серафим Саровский, и праведный Иоанн Кронштадтский, и Юрий Гагарин, и сама Русская История…
Свежие комментарии