«Остаётся мёртвым, где поставил командир». В разгар битвы за Сталинград командование 3-й румынской армии разослало в свои части документ, оценивавший боевые качества Красной армии. Это исследование базировалось на оценке вермахта, которую румыны обогатили своим опытом войны с СССР.
Как и немцы, румыны признавали, что тактика Красной армии в целом не сильно отличалась от тактики, которую применяли они.
Минус этого — большие потери личного состава и техники. Плюс — концентрация огня. Советская сторона лучше противника умела применять массовый пулемётный, миномётный и артиллерийский огонь даже на небольшом участке фронта.
Советские бойцы в наступлении
Наступление в Красной армии, по мнению её врагов, стояло на первом месте. Поэтому русские атаковали всегда. Сначала вражеская оборона подвергалась яростному обстрелу. Затем на их позиции накатывались одна за одной массированные волны пехоты и танков. Причём бронированные машины поддерживали наступление даже небольших стрелковых подразделений.
Откуда в Красной армии столько танков, румыны не знали, но считали, что без них красноармейцы атаковать не любят.
А ещё во время наступления советская пехота часто катила с собой пушки. Они находились прямо на острие атаки и поддерживали огнём наступающие передовые роты.
Если наступление было неудачным, то оно всегда повторялось. Причём при повторе количество людей и техники всегда было таким же. По мнению румын, советские войска не прекращали атаки вплоть до поздней ночи, стараясь добиться результата чуть ли не любой ценой.
Они считали Красную армию упорным противником.
Даже при небольшом количестве войск красноармейцы использовали любую возможность, чтобы повторить атаку, окружить врага, действовать на его флангах и в тылу.
Красноармейцы в обороне
(Фото: Румынские солдаты преодолевают заграждение из колючей проволоки на Восточном фронте)
Румыны считали русских непревзойдёнными мастерами организации обороны, которая часто отличалась глубиной и обширным минированием переднего края. Если советские войска занимали позиции, выбить их оттуда было очень непросто.
К примеру, в населённых пунктах линия обороны всегда располагалась на их окраине, а не внутри. Если её удавалось прорвать, красноармейцы переходили в дома и упорно сражались за каждое здание. А при прорывах своей обороны советские войска часто отвечали наступающему противнику контрударом.
Отмечало румынское командование и невосприимчивость красноармейцев к окружению. Они продолжали сражаться и в «колечке», стараясь всегда из него вырваться. А выходить из окружения советским солдатам помогало врождённое умение ориентироваться на местности без карты и компаса.
Похоже, что немцев и румын сильно удивлял факт наличия природного «навигатора» в головах русских.
Пехота, кавалерия и разведка
Советская пехота вынослива и обходится без дорог, считал противник. С полной выкладкой красноармейцы способны пройти маршем свыше полусотни километров по любой местности даже ночью. А зимой они могли действовать хоть в мороз, хоть в снег.
Красная армия прекрасно проводит ночные бои. И неважно, какими силами она действует, — управление войсками от батальона до дивизии в ночное время всегда хорошее. Особенно это касается кавалерии.
В атаках на открытой местности конница быстро гибнет. Но ночью, нападая на войска на марше, кавалеристы действуют успешно. Они прячутся в лесу и поджидают на дороге отдельные вражеские колонны, а затем рассеивают их и вырубают.
Советских разведчиков румыны и вовсе считали гениями маскировки. В своих маскхалатах бойцы могли полностью сливаться с местностью, с минимальными шансами быть обнаруженными.
Артиллерия, танки и авиация
По мнению румын, советская бронетехника была неразлучна с советской пехотой. В наступлении она всегда действовала в плотной связке со стрелковыми частями. В обороне танки также использовались как временные огневые точки. Для этого их закапывали в землю.
Советские лётчики тоже получили хорошую оценку.
Вообще, ВВС РККА весьма досаждали румынам. Лётные части поддерживали «неуспешные» атаки русских во всех операциях, даже местного значения. Особенно на румын произвела впечатление «лыжная» авиация:
«Наличие большого количества самолётов на лыжах дало возможность использовать авиацию в зимних условиях».
А вот русскую артиллерию они усыпали комплиментами. За время войны она сильно прогрессировала в подвижности, тактике и огневой мощи. Огонь советских пушек на фронте был массирован, продолжителен и губителен.
Эти упорные русские и их загадочная душа
И наконец, самое интересное — характеристика советских солдат.
Столкнувшись с ними в бою, румыны сделали вывод, что красноармейцы очень находчивы и смелы. Они хорошо используют укрытия и редко избегают ближнего боя. По мнению румынского командования, рукопашному бою в Красной армии придавали особое значение. Писали противники и о хитрости, которой советские солдаты прославились на Восточном фронте:
«Было много случаев, когда раненые, притворившись мёртвыми, стреляли в спину, часто стреляя даже по танкам».
Кроме того, красноармейцы были мастерами засад и сюрпризов. В лесу они предпринимали внезапные атаки, обрушиваясь на головы вражеских солдат прямо с деревьев.(Фото: Румынские военнопленные из «котла» под Калачом)
И конечно, румынам хотелось понять загадочную русскую душу и причины необычайной стойкости и выносливости своего противника. Как и немцы, среди всего многообразия и противоречивости черт характера русского человека они выделяли две: врождённые фатализм и нетребовательность.
Именно этим противники РККА объясняли спокойное отношение красноармейцев ко всяким лишениям и способность стоять до конца.
По их мнению, эти качества позволяли советскому командованию побудить своих бойцов сопротивляться до последней возможности, даже когда обстановка и положение со снабжением и питанием были безнадёжны. Большую роль в этом румыны отводили отсутствию у русских всякого представления о слабости противника.
Словом, враги считали, что красноармейцы всегда стоят насмерть и будут драться даже с превосходящими силами противника. Поэтому вывод о русском солдате был таков: «В обороне он проявляет упорство и стойкость. Остаётся мёртвым на том месте, где его поставил командир».
Видимо, этот факт удивлял европейцев, которые считали всё это проявлением фанатизма и варварства. Однако наши враги не учитывали, что советские солдаты защищали свою землю и ставили любовь к Родине выше своих жизней. Это упущение привело к тому, что в итоге Красная армия оказалась в Берлине, а не вермахт и его союзники в Москве.
Свежие комментарии