На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 650 подписчиков

Свежие комментарии

  • Николай Попов
    Кто убил Сталина? Какая связь между убийством Сталина и «Мингрельским делом» 1951–1953 годов? https://topwar.ru/17942...«Перестройка Бери...
  • михаил дуванов
    ты глист вонючий только  дерьмо производить можешьТайны 22 июня. Ве...
  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...

Операция «Юбилей». Забытый провал

В истории любого государства есть как громкие военные успехи, так и оглушительные провалы. Важно всегда извлекать из таких провалов определённые уроки и делать необходимые выводы. И если впредь действовать с учетом прошлых ошибок, то память о неудачах растворится в мареве времён. Но всё же не следует забывать того, что было.

Ведь если не помнить уроков истории, то каждый будет вынужден постоянно наступать на одни и те же грабли…

После эвакуации английских экспедиционных сил и части сил Франции из-под Дюнкерка армия Соединённого Королевства осталась практически без техники, оружия, но с огромным желанием отомстить. О случившемся «чуде под Дюнкерком», когда наступающие войска Вермахта взяли паузу на несколько дней, дав прижатым к морю частям Англичан эвакуироваться, спорят до сих пор. Однако сейчас не столь интересно произошедшее. Сейчас интересны только лишь последствия.

Разразившаяся после Дюнкерка, воздушная «Битва за Британию» окончилась победой англичан. Ободрённое успехом командование ВВС решило нанести ответный удар и начало отправлять свои самолёты для рейдов над побережьем Франции, прикрывая начавшиеся тогда бомбардировочные вылеты. Однако произошло то, что помешало Люфтваффе ранее одержать верх над англичанами в воздухе. Расстояния над Ла-Маншем ограничивали время действия истребителей над французской территорией, как до этого ограничивались действия немецкой авиации над Англией. Немецкие же самолёты, находясь теперь в выигрышной позиции, воспользовались своим преимуществом. С осени 1940 до весны-лета 1942 года британские и канадские ВВС потеряли в небе над Францией более 500 самолётов. Силы Люфтваффе уклонялись от боёв над Ла-Маншем, заманивая британские самолёты вглубь континента и ставя их в невыгодное положение. Всё это, а также вступление в строй новых более совершенных немецких самолётов и привело к большим потерям.

Однако в командовании ВВС Великобритании видели ситуацию иначе. Имея на руках донесения разведки, а также расшифровку немецких директив, они знали, что при любой попытке десанта на побережье к обороне будут готовы не только наземные силы, но и воздушные. Замысел был в том, чтобы осуществить десантную операцию на небольшом участке, стянуть к нему большую часть самолётов Люфтваффе, и в грандиозном воздушном сражении окончательно поставить точку в вопросе воздушного господства над Европой. Эту идею командование ВВС и начало активно лоббировать.

Немецкие бомбардировщики над Ла-Маншем, 1940 год.

Этот план не нашёл поддержки у руководства других частей вооруженных сил. Зато идею поддержали американцы, которые активно включились в военные действия и начали осуществлять боевые вылеты с территории Англии. В США разработали и предложили на рассмотрение несколько вариантов действий. В частности, были предложены планы операций «Облава» и «Кувалда». Согласно первому плану целых 48 дивизий высаживались на побережье не позднее апреля-мая 1943 года. Второй же план предусматривал захват крупного порта на побережье, с последующим накоплением в нём сил для удара вглубь Франции.

Однако эти проекты были признаны несостоятельными. Первую операцию сочли не практичной в Британском военном ведомстве. Вторая же требовала большой доработки и также в итоге была отклонена. Фактически, десантные операции откладывали из-за множества фронтов, на которых приходилось действовать силам союзников. Поэтому крупномасштабную десантную операцию заменили на сравнительно небольшую, с использованием ограниченных сил.

Выдвижение десантных кораблей в сторону Дьеппа, Август 1942 года

Как потом часто писали в своих мемуарах командующие вооружёнными силами того периода, никто не хотел брать на себя ответственность за масштабное планирование и вероятный провал большого вторжения. Все доступные силы были брошены на разработку и планирование операции «Факел» — высадку союзников на побережье Северной Африки в следующем году. В отличие от Франции, там не было столь сильных береговых укреплений, а также сосредоточенных наземных сил и авиации. Кроме того, в мемуарах часто упоминается ещё один момент. Этот десант должен был показать СССР, что союзники, верные договорённостям, стараются открыть второй фронт на западе. Однако каждая сторона преследовала собственные интересы. Таким образом, изначальный план высадки в более чем сорок дивизий превратился в десант-рейд, силами примерно восьми полков, то есть около 6 800 человек.

Учения на десантных судах перед высадкой в Дьеппе

Операция получила название «Юбилей» и была запланирована на август 1942 года. Её целью стал порт Дьепп. Поэтому во многих документах она упоминается как «Рейд на Дьепп».

Для обеспечения поддержки техникой десанту передали недавно принятые на вооружение новые танки «Черчилль». Высадка планировалась с четырёх направлений при поддержке корабельной артиллерии, а также Королевских ВВС. Всего 74 эскадрильи и 237 кораблей всех типов, самыми тяжёлыми из которых были восемь эсминцев. Стоит отметить, что командующий десантом просил привлечь линкор для обеспечения артиллерийской поддержки, однако в этом было отказано. Командование ВМС всё ещё было под впечатлением от гибели соединения «Z», которое было уничтожено японской авиацией. И поэтому всеми силами старалось не подставлять свои крупные корабли под удары Люфтваффе.

Атака была запланирована на ранее утро 19 августа. И глубокой ночью 18 августа корабли направились в сторону Дьеппа по коридору, предварительно расчищенному тральщиками от мин. Одной из основ десантной операции должен был стать фактор внезапности, однако именно его достичь не удалось. Уже подходя к берегу, одна из групп судов наткнулась на небольшой немецкий конвой. Завязался бой, и на побережье, услышав грохот канонады, подняли тревогу. Внезапности не получилось. Интересно ещё то, что другая следовавшая неподалёку группа видела это, но не пришла на помощь. Они посчитали, что первая группа ведёт артиллерийскую дуэль с береговыми батареями.

Аэрофотоснимок Дьеппа во время высадки на берег

По первоначальному плану, следовавшие по флангам группы должны были высадиться, подавить расположенные на побережье батареи и дать возможность оставшимся двум группам провести основную атаку на порт. Однако в непредвиденном столкновении с немецким конвоем группа, вступившая в бой, потеряла часть кораблей ещё до момента высадки. У коммандос, оказавшихся на берегу, не было тяжёлого вооружения и вывести из строя батарею им было просто нечем. Единственное, что они смогли сделать — это заставить канониров прятаться в бункерах, ведя по ним прицельную стрельбу. Однако кардинально это не повлияло на итоги боя, и они были вынуждены отступить, не выполнив свою задачу.

Раненые канадские десантники. На фоне подбитый «Черчилль» и горящий десантный транспорт, 19 августа 1942 года

Группа, которая высаживалась на другом фланге, попала под плотный пулемётно-пушечный огонь и тоже не смогла выполнить поставленную ей задачу. Оставшиеся две группы, скрытые дымовой завесой, всё же смогли высадиться в намеченном месте, однако и здесь случились непредвиденные события. Первая группа высадилась в запланированном месте и начала продвигаться вглубь для последующей атаки на город. Вторая группа с небольшим опозданием высадилась в этом же месте, но была отброшена подоспевшими немецкими войсками.

Тем временем часть войск, всё же сумевшая выйти на назначенные позиции, атаковала сам город. Однако они столкнулись с неприятным сюрпризом. Новая техника была крайне неповоротлива, и все «Черчилли», использовавшиеся при штурме города, оказались потеряны на его узких улочках один за другим. Частично от вражеского огня, частично от неполадок, которые было невозможно устранить в боевых условиях.

В небе также шло ожесточённое сражение. Фактор внезапности, не сработавший на земле, сработал в воздухе, и в первые часы боя превосходство было на стороне британцев. Но вскоре ситуация начала меняться. Пилоты Люфтваффе включились в сражение, оттянули на себя силы и фактически лишили десант поддержки с воздуха, связав боем британские самолёты. После окончания операции Королевские ВВС объявили себя победителями, указав, что противник потерял более ста самолётов. Гораздо позднее подсчёты показали, что в сражении участвовало более 900 самолётов с обеих сторон. А после тщательного изучения военных архивов выяснилось, что силы Люфтваффе потеряли лишь 48 самолётов, тогда как RAF больше ста, а кроме того более пятисот пилотов и членов экипажей. Стоит сказать, что всё это происходило на протяжении всего лишь нескольких часов, и уже к 9 утра британскому командованию стало ясно, что операция провалилась. После необходимых согласований и доведения информации до командиров подразделений, начался отход, который продолжался с 11 до 14 часов под усиливающимся огнём немцев. Часть сил десанта, всё ещё не высадившихся на побережье, была развёрнута назад. В результате немецкие войска смогли захватить секретные планы всей операции, что дало им возможность впоследствии её проанализировать.

Брошенная при отступлении техника, 19 августа 1942 года

Итоги были неутешительными. Всего лишь за несколько часов боя, с 5 до 14 часов, союзные войска понесли тяжёлые потери, утратив практически весь свой парк техники и более 60 процентов личного состава убитыми, ранеными и пленными. Всего более 3 600 человек, в основном канадских войск. Английское правительство объявило операцию успешной, благодаря отчётам ВВС об их успехах, а также заявив, что был получен крайне необходимый опыт в проведении подобных десантов. И действительно, в операции «Факел», в куда как более известной и масштабной операции «Оверлорд» для десантирующихся войск всё обернулось не столь трагично. В поздних документах упоминается, что именно операция «Юбилей» дала союзному командованию столь необходимый опыт в боевых действиях такого рода.

Однако цена оказалась высока. Несмотря на заверения Великобритании о достигнутом успехе, в Канаде, на чью долю пришлись основные потери, этот день стал днём траура. Также под бомбами был потерян один из эсминцев, сопровождавший десант — HMS Berkeley. Он получил два бомбовых попадания с самолётов Люфтваффе и был настолько сильно повреждён, что его затопили союзные корабли. Случилось то, чего так опасалось командование ВМФ — под удар немецкой авиации попали крупные корабли.

Немецкое же командование оценило операцию крайне невысоко. СМИ Третьего рейха преподнесли эту операцию как «военную шутку», указывая на огромную разницу в потерях и её общую провальность. В военной среде были сделаны выводы о надёжности обороны побережья, но также было рекомендовано её усилить и модифицировать, на случай повторного нападения.

За успехами операций «Факел» и «Оверлорд» мало кто вспоминает о неудаче в столь маленькой десантной операции. «Юбилей» остался в памяти немногих знатоков как пример нескоординированных действий разных родов войск в сочетании с ошибками планирования и недооценкой противника.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх