По данным архива ВМФ СССР, за годы Великой Отечественной в гитлеровском плену оказалось всего несколько советских моряков-подводников. Тогда как у немцев таких пленных было 4 тысячи.
Один «доброволец»
Доподлинно известно только об одном советском подводнике, который сам захотел сдаться в плен немецким морякам, – старшине Галкине с подлодки «Щ-303».
Галкин без приказа командира субмарины, Героя Советского Союза Ивана Травкина, поднял подводную лодку на поверхность и начал подавать сигналы немецким катерам о том, что намерен сдаться.К немцам перебежал он один, лодка потом снова ушла на глубину и выдержала все интенсивные глубинные атаки. Галкина после окончания войны нашли в Германии, привезли в СССР и по приговору суда за измену Родине расстреляли.
Захватывали раненых
Как писал контр-адмирал ВМФ СССР Валентин Козлов, советские моряки чаще всего предпочитали плену смерть, за годы войны только два командира наших субмарин, Сергей Лисин и Семён Коваленко, оказались захвачены вражескими моряками (остальные 7 пленных с подлодок «С-7», «Щ-214» и «Щ-409» были младшим плавсоставом). Все 9 советских подводников на момент пленения были ранены, многие – тяжело.
Историк ВМФ Андрей Платонов писал, что Сергей Лисин в плену не только не пошёл на сотрудничество с гитлеровцами, но и организовал в лагерях подпольную работу.
Как было у немцев
Герберт Вернер, один из гитлеровских командиров подлодок, попавший в плен в Великую Отечественную, оставил воспоминания о поведении своих соотечественников-подводников в лагерях англичан. Вернер пишет, что эти пленные зачастую опускались до животного состояния – голодавшие, они становились доносчиками, многие сходили с ума.
Из документов, приводимых Гербертом Вернером, следует, что подавляющее большинство пленённых гитлеровских подводников письменно подтверждали своё желание сотрудничать с теми, кто их захватил: они не только «стучали» друг на друга, но и без зазрения совести выдавали секретные данные о войсках, технике и другую важную информацию.
В мае 1945 года командованию Севфлота поступил приказ, содержащий порядок сдачи в плен гитлеровских подлодок. Они должны были всплывать, демонстрировать готовность сдаться чёрным флагом и затем следовать тем курсом на советскую плавбазу, которым им укажут. Спустя несколько дней после этого приказа гроссадмирал Карл Дениц отдал свой: всем судам военно-морского флота Германии прекратить всякое сопротивление и боевые действия.
Николай Сыромятников
Свежие комментарии