На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 658 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

«Титаник» по имени «Армения»

Немцы отправили на дно семь тысяч мирных граждан?

Фото: санитарный теплоход АрменияТ\

Трагедия теплохода «Армения» до сих пор во многом является для нас загадкой. Неизвестно, сколько точно было людей на борту. По оценкам специалистов, от 5 до 7 тысяч человек — в 2-3 раза больше, чем на «Титанике». Выжили единицы. Советская историография сделала все, чтобы скрыть подробности страшной
трагедии. Даже попытки с помощью американских батискафов и гидроакустической аппаратуры отыскать одну из крупных подводных братских могил не привели к успеху.

Предыстория трагедии

Ещё 8 августа 1941 года двухпалубное грузопассажирское судно «Армения» на период военных действий было переоборудовано в медицинское судно. Пассажирские каюты стали медицинскими палатами, а на бортах появились специальные символы — красный крест.
6 ноября 1941 года санитарный транспорт «Армения» начал погрузку в порту Севастополя. Во избежание давки судно не было пришвартовано к пирсу, и пассажиров доставляли на борт в лодках. Внезапно поступил приказ из штаба Севастопольского оборонительного района об эвакуации из города всего медицинского персонала Черноморского флота. В результате лучшие врачи Крыма оказались на одном судне. Чтобы выполнить приказ, капитану Владимиру Яковлевичу Плаушевскому пришлось пришвартовать теплоход к причалу Корабельной бухты. Сюда сразу хлынули огромные толпы жаждущих спасения горожан.
Погрузка людей проходила с 2 часов ночи до 7 утра. Погода была ненастная, моросил дождь. В сильной давке посадить пассажиров было невозможно. В панике многие пробирались в технические помещения на самые нижние палубы. Теплоход с эвакуировавшимися людьми был заполнен сверх нормы.
Днём в 17 часов «Армения» взяла курс на Туапсе. И если бы маршрут теплохода оказался именно таким: Севастополь-Туапсе — трагедии удалось бы избежать. Но капитан Плаушевскии внезапно получил приказ зайти в Ялту, чтобы забрать ещё несколько человек. По одной из версий, на теплоходе решили эвакуироваться партийные работники Крыма. По другой, музейные работники хотели отправить с «Арменией» ценнейшие экспонаты из крымских музеев. Если бы не эта роковая остановка, при своей скорости «Армения» вполне могла бы за ночь добраться до Туапсе.
Впоследствии в своих дневниках адмирал Октябрьский записал, что командир «Армении» нарушил приказ дожидаться в Ялте ночи, чтобы обезопасить судно от удара с воздуха. Впрочем, авиации немцев никто бы не помешал разбомбить огромную неподвижную цель прямо у причала. И капитан Плаушевскии решил не дожидаться, пока «Армению» утопят прямо в Ялте, и отдал приказ отдать швартовы в 8 часов утра. Никакой разведки в порту немцы к тому времени наладить не успели, и «Хейнкели» охотились явно не за «Арменией» — их интересовали армейские суда, уходящие из Крыма, а не беззащитный теплоход. Но так как других целей обнаружено не было, решили ударить по «Армении». Утром, почти без прикрытия, при полном господстве в воздухе гитлеровской авиации, переполненный теплоход в сопровождении одного или двух катероввышел из Ялты в сторону Кавказа.
Общее число людей, оказавшихся на палубе, в каютах, коридорах, трюмах, достигло почти 7000 человек.
В 11:25 на траверзе Гурзуфа конвой был атакован немецким торпедоносцем «Хейнкель He-111». Тот сбросил две торпеды, одна из которых попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты теплоход ушёл под воду кормой вверх. По одним данным, удалось спастись 8, а по другим — 82 пассажирам.

Поиски виноватых

Это случилось в 24-ю годовщину Октябрьской революции, когда в Москве прошёл исторический военный парад на Красной площади. Потом многие предпочли забыть этот скорбный эпизод победоносной войны. Так было удобнее. В советские годы никто не пытался обнаружить лежащее на дне судно, первые попытки были предприняты уже в независимой Украине. В 2006 году по просьбе Киева к работам подключился Институт океанографии и океанологии США под руководством Роберта Балларда (этот специалист знаменит тем, что нашёл погибшие в океане линкор «Бисмарк» и авианосец «Йорктаун»). Экспедиция обошлась в 2,5 миллиона долларов. Но никаких следов «Армении» не обнаружили. В 2009 году к поисковой работеподключился украинский подводный робот «Софокл». Он обнаружил старинный парусный 30-метровый корабль, но не «Армению».
Так что поиски «Армении» и выяснение причин её гибели всё ещё продолжаются.

Автор: Виктор Приходько

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх