Стена древнего Урука (фото с сайта www.egyptorigins.org).
На протяжении столетия с лишним археологи считали, что древние месопотамские поселения родились на берегах великих рек и зависели, главным образом, от орошения окружающих пустынь.
У Дженнифер Пурнель из Школы окружающей среды Университета Южной Каролины (США) иное мнение. Она полагает, что большие города на юге современного Ирака росли и процветали в обширных болотистых низменностях, питавшихся этими реками.
Прошлой осенью г-жа Пурнель посетила Ирак в составе первой американской исследовательской группы за 25 лет. Там-то она и увидела нечто, что заставило её засомневаться в общепринятой теории. «Очевидно, что древние города не растягивались вдоль рек, как жемчужины на нитке, — говорит специалист, оперируя отчётами об археологических экспедициях, картами раскопок, данными спутниковой и аэрофотосъёмки. — Скорее, они были разбросаны по дельте на окраинах болот».
Основной корпус археологических данных о Междуречье был собран в первой половине XX века, когда учёные почти не уделяли внимания растениям и животным за пределами сельского хозяйства и скотоводства. Экологический контекст исторических событий практически не задокументирован. «Такие вещи, как тростник, рыбы, моллюски, птицы и черепахи (то есть всё, что составляет водно-болотные угодья), считались несущественным и по большей части игнорировалось, — продолжает г-жа Пурнель. — Тем не менее водные ресурсы — это третий «кит» триады, в которую также входят сельское хозяйство и выпас скота. Рост нескольких городов в районе 3000 года до н.э. был отчасти обусловлен их близостью к болотным богатствам, и я бы сказала, что долгосрочная выживаемость зависела в первую очередь от них».
Во время экспедиции г-жа Пурнель, а также археолог Кэрри Хриц из Университета штата Пенсильвания и геолог Дженнифер Смит из Университета штата Вашингтон посетили 17 локаций в низовьях Тигра и Евфрата и получили разрешение на открытие совместного трёхлетнего геоархеологического проекта с университетами Багдада и Басры, а также Иракского государственного совета по древностям и культурному наследию.
Свежие комментарии