Жизнь Александра Македонского – история о том, как один человек с небольшой армией покорил почти весь известный тогда мир, практически без потерь для армии. Его воины видели в нем военного гения, враги называли проклятым. Сам он считал себя богом.
Плутарх писал о ней: «Олимпиада ревностней других была привержена этим таинствам и неистовствовала совсем по-варварски». Источники рассказывают нам, что во время шествий она несла в руках двух ручных змей. Излишняя любовь царицы к пресмыкающимся и холодное отношение между ней и супругом породили слухи, что настоящим отцом Александра был вовсе не македонский царь, а сам Зевс, принявший форму змеи.
Александр вел своих воинов, каждого из которых знал в лицо, с впечатляющей скоростью, настигая врагов врасплох, еще до того, как последние были готовы к бою. Центральное место боевой силы Александра занимала 15000-тысячная македонская фаланга, воины которой шли на персов с 20-метровыми пиками – сариссами. За всю свою военную карьеру Александр основал более 70 городов, которые он велел назвать в свою честь, и один в честь своего коня – Буцефал, который существует, и по сей день, правда, под именем Джалалпур в Пакистане.
Правда, Плутарх впоследствии давал следующую курьезную интерпретацию этому эпизоду: египетский жрец, принявший Александра сказал ему по-гречески «пайдион», что означает «дитя». Но в результате дурного произношения получилось «пай Диос», то есть «сын Бога».
Так или иначе, Александр остался доволен ответом. Провозгласив себя с «благословления» жреца богом в Египте, он решил стать богом и для греков. В одном из своих писем Аристотелю он просил последнего аргументировать грекам и македонянам его божественную сущность: «дорогой учитель, сейчас я прошу вас, моего мудрого друга и наставника, философски обосновать и убедительно мотивировать грекам и македонцам провозглашение меня богом. Делая это, я поступаю как отвечающий за себя политик и государственный муж». Впрочем, на родине Александра его культ не прижился.
За маниакальным желанием Александра стать для своих подданных богом, безусловно, стоял политический расчет. Божественный авторитет сильно упрощал управление его непрочной империей, которая была поделена между сартрапами (управителями). Но личностный фактор тоже играл не последнюю роль. Во всех основанных Александром городах ему должны были оказывать почести наравне с богами. Кроме того, его сверхчеловеческое стремление завоевать весь мир и объединить Европу и Азию, буквально овладевшее им в последние месяцы жизни, говорит о том, что он сам верил в созданную им же легенду, считая себя скорее богом, чем человеком.
Персы, которых он беспощадно разгромил, утверждали, что полководца покарало небо за осквернение могилы царя Кира. Вернувшиеся домой македонцы говорили, что великий полководец умер от пьянства и распутства (источники донесли до нас сведения о его 360 наложницах).Римские историки считали, что его отравили неким азиатским ядом замедленного действия. Главным аргументом в пользу этой версии считают плохое здоровье Александра, который, возвращаясь из Индии, якобы часто впадал в обмороки, терял голос и страдал от мышечной слабости и рвоты. В 2013 году британские ученые в журнале «Клиническая токсикология» выдвинули версию, будто Александр был отравлен препаратом, изготовленным на основе ядовитого растения – Белой черемицы, применяющийся греческими врачами для вызова рвоты. Самая распространенная версия гласит, что Александра скосила малярия.
Еще через два года новую гробницу вскрыли и переправили со всеми соответствующими почестями в Александрию. Там тело повторно забальзамировали, поместили в новый саркофаг и установили в мавзолее на центральной площади.
В следующий раз сон Александра, очевидно, потревожили уже первые христиане, для которых он был «царем язычников». Некоторые историки полагают, что саркофаг выкрали и закопали где-то на окраинах города. Затем в Египет хлынули арабы и на месте мавзолея воздвигли мечеть. На этом следы захоронения полностью утрачиваются, мусульмане много веков не пускали никого в Александрию.
Сегодня существует множество версий о гробнице Александра Македонского. Персидская легенда начала века гласит, что Александр так и остался в землях Вавилона; македонская утверждает, что тело доставили в древнюю столицу Эгей, где Александр появился на свет. В XX веке археологи бесчисленное количество раз были «близки» к разгадке тайны последнего пристанища Александра – его искали в подземельях Александрии, в оазисе Сиви, в древнем городе Амфиполе, но пока что все тщетно. Впрочем, ученые не сдаются. В конце концов, игра стоит свеч – по одной из версий его похоронили в саркофаге из чистого золота вместе с многочисленными трофеями из Азии и рукописями из легендарной Александрийской библиотеки.
Свежие комментарии