Владимир Константинович Коккинаки родился 12 (25) июня 1904 года в Новороссийске в семье понтийского грека. С ранних лет он узнал, что такое тяжелый физический труд, работая на виноградниках «Абрау-Дюрсо», грузчиком в порту, матросом на рыболовецких суднах. Отличные физические данные позволяли ему заниматься различными видами спорта – он боксировал на ринге, работал на гимнастических снарядах, отлично плавал, занимался толканием ядра и стоял на воротах сборной Новороссийска по футболу.
Коккинаки рос в приморском городе, но с юности мечтал о небе. Советские газеты, продолжили линию, начатую еще в царской России, и публиковали очень много материалов об успехах и достижениях отечественной и мировой авиации.
В авиацию он попал вскоре после призыва в Красную Армию, сначала служил в пехоте, но руководство пошло навстречу пожеланиям молодого бойца, и Коккинаки отправили в Ленинградскую военно-техническую школу ВВС РККА.
Практику проходил в Борисоглебской летной школе. И уже во время учебы он выделялся среди сокурсников – быстрее других овладел фигурами высшего пилотажа. Спустя несколько лет он продемонстрирует Сталину петлю Нестерова на бомбардировщике ЦКБ-30, сконструированном в конструкторском бюро Сергея Ильюшина.
В ОКБ Ильюшина Коккинаки был старшим летчиком-испытателем. Испытание новых моделей самолетов является высшей ступенью в летном деле – помимо владения совершенной техникой пилотирования, требует предельного внимания, концентрации и хладнокровия. Не все испытания для летчиков проходили без происшествий, но Владимир Коккинаки все испытательные полеты завершал успешно.
Ему доверяли сложнейшие для 30-х прошлого века полеты, и он ставил мировые рекорды.
– Ну, что, разрешим Коккинаки слетать? – спросил товарищ Сталин у присутствовавших… товарищей Молотова и Ворошилова.
– Надо разрешить, — сказал товарищ Молотов. Товарищ Ворошилов тоже ответил утвердительно.
– А сделаешь? – спросил товарищ Сталин.
– Раз Коккинаки берется, значит сделает, – рассмеялся товарищ Ворошилов.
Доверие Сталина и высшего партийного руководства, по признанию Коккинаки, окрыляло его. В июле 1936 года летчик на самолете ЦКБ-26 с грузом в тонну поставил рекорд высоты — 11 402 метра. Рекорды шли за рекордами. В августе 1936 года, с грузом в полтонны пилот поднялся на 12 816 метров, в сентябре с двумя тоннами на 11 005 метров. Коккинаки обещал Сталину «поднимать потолок советской авиации», и он это делал.
Летом 1938 года Владимир Коккинаки и штурман Александр Бряндинский совершили перелет из Москвы на Дальний Восток, установив мировой рекорд скорости. Большую часть пути летчики проделали по приборам, от Кирова до Бодайбо и от Бодайбо до Дальнего Востока крупных населенных пунктов на пути следования не встречалось.
Этот полет убедил гражданскую авиацию, что проблема организации дальних авиарейсов не так сложна, как предполагали изначально. За выполнение этого перелета командир корабля и штурман были удостоены звания Героя Советского Союза.
А в апреле 1939 года на самолете ЦКБ-30 «Москва» Владимир Константинович с штурманом Михаилом Гордиенко совершил беспосадочный перелет из Москвы в Северную Америку. Длина маршрута составила восемь тысяч километров и заняла 22 часа 56 минут. В этом полете бомбардировщик ЦКБ-30 прошел испытание на дальность и был проложен маршрут Москва – Нью-Йорк, по которому начнут самолеты уже в послевоенное время.
В годы войны Коккинаки просился на фронт хотя бы рядовым летчиком, но ценного пилота руководство не отпускало, он продолжал испытывать новую технику и консультировать фронтовых летчиков.
Всего пилот установил 22 мировых авиарекорда, но никогда не считал их единоличным достижением:
«Я гордился своими товарищами. Крупные авиационные задачи можно решать только коллективно».
Скончался легендарный авиатор в январе 1985 года, он похоронен в Москве на мемориальном Новодевичьем кладбище.
Кирилл Брагин
Свежие комментарии