Даже в наше время от фанатов Сталина нередко можно слышать что-то вроде:" Эх, недоработал тов.Сталин, мало расстреливал! Надо было до 7 поколения "врагов народа" каленым железом выжигать!"
Но по тупости своей этим красно-фашиствующим живодерам невдомек, что их кумир Сталин так и делал. Вполне официально и массово, в соответствии с советскими законами в сталинском СССР преследовались родственники репрессированных за то.
.. За то, что они родственники. Чаще всего арестовывали жен, но иногда "гребли" и братьев с сестрами, и стариков - матерей и отцов, если живы еще.Например, были репрессированы следующие родственники маршала Тухачевского: мать Мавра Петровна (умерла в ссылке в Казахстане), жена Нина Евгеньевна (расстреляна 16.10.1941г.), дочь Светлана (лагерь), брат Николай (расстрел), жена брата Николая (лагерь), брат Александр (расстрел), жена брата Александра (лагерь), сестра Елизавета (лагерь), муж сестры Елизаветы (расстрел), сестра Ольга (лагерь), муж сестры Ольги (лагерь), сестра Мария (лагерь), муж сестры Марии (расстрел), дочь сестры Марии (ссылка), сестра Софья (ссылка). Была осуждена на 8 лет лагерей и любовница маршала - Кузьмина Ю.И, и почему-то тоже как "член семьи изменника Родины". Несколько родственниц маршала сумели пережить многолетнее заключение и ссылку, их освободили и реабилитировали в 1957г. Дочери маршала - Светлане Тухачевской - в 1937 было 13 лет. Она прошла через детдом, в 1945г. постановлением Особого совещания при НКВД получила 5 лет лагеря, отбывала наказание в печорских краях, затем была ссылка.
История не сохранила даже правильное написание фамилии матери Тухачевского Мавры Петровны. В одних источниках она значится как Милохова, в других – Милехова. В документах на реабилитацию годом рождения Мавры Петровны значится 1870, а местом её появления на свет – деревня Следнево Дорогобужского района Смоленской области. Родилась же она в 1869 году. Семья была настолько бедной, что одна из пяти дочерей Петра Прохоровича Милохова была отдана в услужение в дом Тухачевских. Все сёстры были красавицами, но Мавру считали самой статной и ладной. Именно в неё и влюбился Николай Николаевич, сын Софьи Валентиновны, вдовы тульского губернатора Николая Ивановича Тухачевского. Мавра Петровна и Николай Николаевич смогли обвенчаться уже после появления на свет четверых детей, среди которых был и будущий маршал Михаил Тухачевский. Всего же у Михаила Николаевича было 2 брата и 5 сестёр, и все они, кроме Натальи, сменившей фамилию, впоследствии пострадали от репрессий, как родственники врага народа. Мавра Петровна разделила судьбу своих детей.
Мавра Петровна Тухачевская в 1935г.
Самого Михаила Тухачевского арестовали 22 мая 1937 года, и в ночь с 11 на 12 июня его расстреляли. А 9 июня (еще до постановления суда о виновности маршала) было вынесено постановление о ссылке в Астрахань Мавры Петровны, которой на тот момент исполнилось 68 лет. Там мать расстрелянного маршала прожила четыре года, а уже осенью 1941 года было принято решение об изменении места ссылки. Её отправляли в Казахстан, однако до места назначения мать маршала Тухачевского не доехала. На каком-то этапе она словно исчезла, и никто не знал о её судьбе.
Уже в 1989 году в прокуратуру обратилась сестра Тухачевского Ольга Николаевна с просьбой о реабилитации мамы посмертно. Однако сделать это было невозможно из-за отсутствия каких-либо сведений об обстоятельствах смерти Мавры Петровны.
Почти год прокуратура Актюбинской области занималась поисками следов женщины. Посылались запросы во все официальные органы, которые могли бы пролить свет на судьбу женщины. Но раз за разом поступали похожие ответы: неизвестно, не была, не значится… В бумагах постоянно путали имя разыскиваемой, называли её то Маврой, то Марфой, год и место рождения не всегда указывали правильно.
А потом нашлась Хана Пелова, которая была рядом с Маврой Петровной в те страшные дни. Из Астрахани всех ссыльных повезли на барже, без еды и воды, в жесточайшей тесноте. Какие-то крохи можно было раздобыть во время недолгих остановок. Две недели они шли вниз по Волге и по Каспийскому морю до Красноводска в Туркмении.
В Красноводске их погрузили в теплушки: теперь их путь лежал в Актюбинскую область Казахстана. В районном центре Челкар они оказались уже в декабре, но и это был ещё не конец пути. Стояли жестокие морозы, мела метель, а ссыльных на верблюдах везли в течение девяти часов по заснеженной неприветливой казахстанской степи.
По прибытию на место в Челкарском районе (станция Челкары, колхоз Далдыкум) Актюбинской области Мавру Петровну вместе с Софьей Радек, Ханой Пеловой и ещё несколькими ссыльными поселили в землянке Сатена Ордабаева. Пожилая женщина тогда уже почти не вставала.
За ней пытались ухаживать, но квалифицированную медпомощь оказать было некому. Вскоре мать маршала Тухачевского скончалась. Похоронили её прямо рядом с землянкой.
В официальных документах значится, что скончалась она 23 декабря 1941 года, однако свидетели указывают разное время, а потому подлинную дату смерти Мавры Петровны Тухачевской установить не представляется возможным.
Суд вынес решение об установлении факта смерти женщины только в октябре 1990 года. А потом развалился СССР и многие документы в Казахстане попросту были выброшены на помойку. Среди них и обнаружилось надзорное дело Мавры Петровны Тухачевской, с разными документами, вырезками из газет и опросами свидетелей.
Нашли же её энтузиасты - студенты педагогического института Актюбинска. Геннадий Макаревич вместе с товарищами изучал архивные дела, общался с жителями посёлка. Молодые люди по крупинкам смогли восстановить последние дни жизни Мавры Петровны, а затем поставили на найденной могилке скромный памятник. Именно по следам студентов и пошла потом прокуратура, зафиксировав все показания.
К самому маршалу Тухачевскому отношение сейчас очень разное. Ясно одно: он добросовестно служил "красным", в том числе устраивая массовый террор против восставших крестьян Тамбовщины. В числе его неоспоримых заслуг, к примеру, разработки новых видов оружия: первые советские ракеты и боевые установки залпового огня (т.н. "Катюши"); первые в мире РЛС; первая в мире воинская часть воздушного десанта; первые в мире крупные танковые соединения, и многое другое. По материалам следствия, однако, маршал и еще сотни советских полководцев были участниками заговора и шпионами. Казалось бы, причем здесь мать? Да ни при чем. Такая мразотная политика была у тогдашних сталинистов.
Источники:
Свежие комментарии