Немцы стреляли по траншее прямой наводкой. Но молодой комбат не покинул свой наблюдательный пункт — с биноклем и телефонной трубкой в руках он управлял огнём артиллерии, бившей по наступавшему противнику.
Даёшь Жиздру, даёшь Брянск!
Утром 22 февраля 1943 года калужская земля сотрясалась от разрыва тысяч мин и снарядов.
Так началась Жиздринская наступательная операция. 16-я армия генерала Баграмяна пошла на прорыв немецкой обороны, чтобы выбить противника из города Жиздра, а затем освободить Брянск.Задача перед советскими частями стояла непростая. Больше года вермахт укреплял оборону на этом участке фронта. Но 16-й армии удалось её взломать силами шести стрелковых дивизий и трёхсот танков, которые поддерживали свыше 1700 орудий и миномётов.
Противник отчаянно сопротивлялся. Шли ожесточённые бои, и большие потери несли обе стороны.
Увы, темп наступления был низким — отсутствовал эффект внезапности. Немцы встретили Баграмяна во всеоружии, поскольку знали о подготовке и приблизительной дате начала советского наступления.
Тем не менее красноармейцы упорно продолжали двигаться вперёд. И, хотя Жиздру освободить не удалось, 16-я армии вклинилась в оборону немцев на 12 км и освободила 23 населённых пункта.
Одним из них было село Верхнее Ашково, ставшее местом кровопролитных боев в мартовские дни 1943 года.
Взять и удержать
Четвёртого марта Баграмян сделал паузу в наступлении. Армия начала закрепляться на достигнутых рубежах. Её частям и соединениям требовалось перегруппироваться, пополнить личный состав и боеприпасы.
Седьмого марта в 09:30 снова грянула артподготовка. Красноармейцы пошли в атаку.
Пехота 31-й гвардейской стрелковой дивизии наступала на Верхнее Ашково. Продвижение бойцов поддерживали огнём орудий несколько артполков и гвардейская танковая бригада.
В этих же боях принимал участие сержант 169-го миномётного полка Алексей Макарович Смирнов. Вместе со своим полком будущий известный артист в тот день помогал наступлению 31-й дивизии.
Но речь сейчас пойдёт не о нём, а о его однофамильце.
К полудню гвардейцы ворвались в село и выбили из него немцев. Стремясь вернуть утраченные позиции, противник быстро перешёл в контратаку. Затем ещё в одну…
Но взять Верхнее Ашково немцам так и не удалось. Им сильно мешал огонь орудий 575-го артполка, которым управлял старший лейтенант Иван Смирнов.
Ответный удар вермахта
К 14:00 советские солдаты полностью очистили Верхнее Ашково от вражеских солдат. Но уже спустя двадцать минут немцы пошли в наступление. К селу приближались десять танков и пехота.
Гвардейцы заняли позицию в недавно захваченной траншее и сумели отразить нападение. Но фрицы на этом не успокоились. Поняв, что нахрапом выбить красноармейцев не удастся, они решили подготовиться к атаке более обстоятельно.
В 16:00 в небе показались бомбардировщики люфтваффе. Вражеские лётчики безнаказанно сеяли смерть на головы защитникам — советские истребители появились слишком поздно. Когда они прилетели, «юнкерсы» уже успели трижды отбомбиться по позициям.
Сразу после бомбёжки в атаку двинулись полтора десятка немецких танков. За ними шла пехота. Положение складывалось тяжёлое. Гвардейцам срочно требовалась поддержка артиллерии.
Но советские пушки молчали. Взрывы бомб повредили телефонную связь.
Рубеж доблести
Командир 1-й батареи 575-го артполка старший лейтенант Смирнов находился в тот момент вместе с пехотинцами в траншее. Молодой комбат сразу понял, в чём дело.
Если немедленно не открыть огонь, вражеские танки просто раздавят советскую пехоту, проутюжив гусеницами траншею вместе с её защитниками.
Смирнов приказал быстро восстановить линию связи до радиостанции. А после схватил телефонную трубку и, глядя на приближающиеся машины, начал управлять огнём дивизиона.
К этому времени немецкие машины уже расстреливали окопы из пушек и пулемётов. Но старлей-артиллерист не искал укрытия от осколков и пуль.
Он не покинул свой наблюдательный пункт в траншее и, не выпуская из рук бинокля, кричал в телефонную трубку координаты стрельбы.
Артиллеристы не подвели — орудия успели открыть огонь вовремя и отсекли вражескую пехоту от танков, а частично уничтожили. Затем подбили один вражеский «панцер»… Под яростным обстрелом атака немцев захлебнулась. Им ничего не оставалось, кроме как отступить.
Награждён посмертно
Благодаря храбрости старшего лейтенанта Смирнова гвардейцам 31-й дивизии удалось удержать Верхнее Ашково. Но сам комбат расплатился за это жизнью.
Офицер был дважды тяжело ранен, но не покинул поле боя, пока атака не была отбита. Его успели доставить в медсанбат, где он скончался от потери крови.
Да, читатель, Иван Смирнов совершил настоящий подвиг. Он не ложился грудью на амбразуру и не бросался под вражеский танк с гранатой. Комбат просто исполнил свой долг до конца.
За проявленный героизм и мужество старшего лейтенанта Смирнова посмертно наградили орденом Отечественной войны II степени.
Свежие комментарии