Вот уже несколько дней активно обсуждается инициатива старосты одного из пражских районов Павла Новотны. Он предложил установить в столице Чехии памятник так называемой "Русской освободительной армии". То есть власовцам.
Причем пан Новотны выбрал для представления своего проекта самое что ни на есть подходящее место - мероприятие, который было приурочено к 75-летию Пражского манифеста Комитета освобождения народов России.
Манифест был обнародован 14 ноября 1944 года. Речь в нем шла об "освобождении народов России от большевистской системы" и заключении почетного мира с Германией.Вернемся, однако, к Павлу Новотны. Свою инициативу он объяснил так: "Коммунисты обделаются". Вообще говоря, аргумент довольно странный - поставить памятник (по другим данным, памятную доску) коллаборационистам, которые находились в подчинении у Третьего рейха и принимали участие в оккупации родины Павла Новотны.
Его коллеги из властных структур района Ржепорые, впрочем, не ограничиваются только надеждой на проблемы коммунистов. Они приводят, так сказать, "исторические аргументы". Согласно которым, именно 1-я дивизия "Русской освободительной армии" под командованием генерал-майора Буняченко освободила столицу Чехии. Так и написали: "Судьба Праги фактически решалась в Ржепорые".
Напомним, как развивались события на самом деле. Восстание в Праге началось 5 мая. В это время в окрестностях города находилась дивизия Буняченко, которая самовольно оставила позиции на фронте и продвигалась в сторону Австрии, рассчитывая сдаться союзникам.
Представители некоммунистического крыла восставших связались с Буняченко и попросили его о помощи. Тот согласился - исключительно из соображений, что столица Чехии перейдет под контроль некоммунистических сил до подхода советских войск. А он сам и его подчиненные, как союзники восставших, будут пользоваться их поддержкой и не будут выданы советским властям.
Власовцы численно почти вдвое превосходили немецкий гарнизон. Бои в городе продолжались три дня и к 8 мая многие районы Праги находились в руках восставших. И тут Буняченко понял, что чехи его поддерживать не собираются и гарантий давать не намерены. А потому власовцы немедленно свернули операцию и продолжили свой поход в сторону Австрии. Хотя, по воспоминаниям некоторых из них, чехи и умоляли их не бросать один на один с немцами.
В тот же день командующий группой армий "Центр" генерал-фельдмаршал Фердинанд Шернер потребовал, чтобы его войска могли беспрепятственно пройти через Прагу. Руководство восстания этому требованию подчинилось. Большинство немцев без помех прошли через город. Тем не менее, советские войска, которые вышли на окраины столицы Чехии 9 мая 1945 года, еще несколько часов вели упорные бои с остатками гарнизона.
Так что "освобождение власовцами" Праги - это миф. Буняченко и его подчиненные вовсе не были бескорыстными рыцарями, по первому зову пришедшими на помощь жителям чешской столицы. И еще большой вопрос, кто тут "обделается", если действительно решатся установить памятник. Ну или памятную доску.
Свежие комментарии