О ШИПАХ ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА
«Чума на оба ваших дома!»
В. Шекспир
«Ромео и Джульетта»
От вражды не бывает проку.
Зато вреда, хоть отбавляй. При этом, ядовитые щипы вражды могут ранить как отдельные семьи, так и целые общественные институты. Попробуем доказать это на примере противостояния двух великих Церквей. Но сперва нам придется на время погрузиться в эпоху, предшествовавшую крещению Руси.
Сперва жениться…
Если верить летописям, то последнее масштабное славянское разорение Царьграда - столицы Византийской Империи – случилось в годы правления киевского князя Олега. Дальнего родственника легендарного Рюрика и воспитателя его сына Игоря. Если летописец Нестор лишь вкратце касается деталей этого разорения, то потерпевшая сторона очень подробно описывает все зверства, чинимые дружиной Олега в завоеванном городе. Улицы столицы, пишет один из очевидцев, были завалены трупами, среди которых были женщины и грудные дети. Кровь невинных жертв, стекая, образовывала по краям улиц и площадей целые лужи. Итогом этого похода стал двухсторонний договор, скрепленный обещаниями «вечного мира» и огромной по размеру данью, которую византийцы выплатили князю Олегу. Нельзя забывать о щите князя Олега, который он собственноручно прибил к Золотым воротам Царьграда.
Князю Игорю с его походами на Царьград везло меньше. Позволив разорить предместья Царьграда, отцы византийской столицы применили против дружины Игоря «греческий огонь». Это были горшки с нефтью и серой, стремительно вылетавшие из-за городских стен и в одно мгновение превращавшие ладьи, ратников и их самих в горящие факелы. В страхе решив, что сами разгневанные боги бросают в них эти огненные камни, дружинники Игоря ретировались.
Сын князя Игоря – Святослав, не отступая от традиций предков, тоже решил проявить свою ратную удаль под стенами византийской столицы. Но дипломаты Византии, сумели перенаправить воинский пыл Святослава против своих давних врагов - болгар. Когда дружина Олега ввязалась в сражение с болгарами, византийцы, выступив на стороне болгар, ударили по войску Святослава с тыла. Сей неудачный поход стоил князю Святославу жизни. Византия, подвергавшаяся набегам восточных славян, для которых их «походы за зипунами» стали своего рода традицией, лихорадочно искала пути примирения с этим воинственным народом. И такой путь был найден.
Заступивший на киевский престол сын князя Святослава – Владимир, с его собственных слов, мало чем уступал в своих привычках дикому зверю. Достаточно вспомнить, что, убив из династических соображений своего родного брата Ярополка, Владимир на правах победителя взял в наложницы его беременную жену. Но к этому моменту он уже имел четырех законных жен. Языческие правила этого не запрещали. Напротив. И тут любвеобильный князь прослышал, что у византийских императоров Василия и Константина есть родная сестра. Девушка красоты неописуемой красоты по имени Анна.
Раздобыв потрет принцессы Анны, Владимир решил, что пятая жена ему никак не помешает. Помимо того, что принцесса Анна станет лучшим драгоценным камнем в его княжеской короне, она еще и породнит его с особами уже не княжеской, а императорской крови.
Об эту пору ко двору князя Владимира пожаловали представителя четырех религиозных конфессий.
Выслушав апологетов иудаизма и узнав о том, что еврейский Бог взял за правило рассеивать свой народ, Владимир отказался принимать иудаизм.
Магометанский рай с его сонмом прекрасных девственниц, понравился Владимиру, но рисковать своим детородным органом в силу процедуры обрезания, Владимир отказался. К тому же, магометанский закон, запрещающий пить вино, не вписывался в привычки князя. Веселие Руси в вине, считал князь. Но том, как говорится, и разошлись.
Если говорить о посланниках Римского Папы – католиках, то Владимира для начала не впечатлило их скромное облачение. Следом, узнав о том, что католические священники дают обет бедности и безбрачия, Владимир и вовсе потерял к разговору интерес. Однако, уже вскоре на Русь прибывает католический святой Яцек, избравший своей базой Киев, где он основывает доминиканский конвент и получает разрешение на постройку монастыря Пресвятой Девы Марии.
Следующими на сцену выступили византийские миссионеры в своих роскошных ризах. Из-за обилия драгоценных камней их одежды, попадая в полосу солнечного света, вспыхивали огнем.
Чуть согнув перед славянским князем свои спины, посланники Константинопольского Патриарха начали расписывать все преимущества их религии, не забывая повторять о рае, наследуемом праведниками и об аде – уделе грешников. Здесь важно добавить, что византийские миссионеры рассказывали все это тому, кто накануне отдал приказ убить двух христиан и окропить их кровью капище языческого бога Перуна. Потом на месте их убийства князь Владимир прикажет построить церковь. Имена этих христианских мучеников – Феодор и Иоанн.
Высока вероятность того, что, согласившись принять христианство от греков, Владимир преследовал цель взять в жены принцессу Анну. О чем в обычной для себя манере Владимир и сообщил византийским послам. Мол, хотите конфессионального мира, гоните дань в виде своей принцессы. Миссионеры пообещали сообщить императорам условие князя.
Так как главное условие мирного сосуществования Киева и Царьграда повергли византийских императоров в шок, то они предпочли взять тайм-аут. Ведь им предстояло отдать свою сестру за человека, который уже имел трех законных жен и одну официальную наложницу. Да и сам Владимир не мог похвастаться высокой родословной, так как явился плодом случайной связи своего отца князя Святослава и простой служанки Мелуши.
Обидевшись и даже допустив, что византийские императоры ими брезгуют, князь Владимир собрал войско и захватил греческий город Херсон. Разграбив греческий город, Владимир через гонцов сообщил императорам Василию и Константину - своим будущим шуринам, что, если они не отдадут за него свою сестру, то он возьмет приступом их столицу. Благо опыт по прибиванию щитов к воротам Царьграда у славянских князей был.
Восприняв угрозу князя Владимира всерьез, византийские императоры в свою очередь, выдвинули встречное условие. Суть которого сводилась к тому, что, если Владимир так сильно хочет взять в жены их сестру, то сперва он должен креститься в Православие.
Владимир принял это условие. Но, дабы избегнуть рисков, потребовал незамедлительно выслать ему принцессу Анну. В противном случае, он пообещал взять Константинополь и принцессу силой.
К чести князя Владимира надо заметить, что, заполучив Анну, он сумел дождаться свадьбы. Сперва крестившись и только потом женившись, он породнился с византийским двором.
Теперь скажем, что Святой Дух, сошедший на князя Владимира в момент крещения, будучи далек от мирских затей и расчетов, совершил в душе князя свое благое дело. Окрестившись сам и следом окрестив всю Русь, Владимир оставил все свои пагубные привычки. Сделавшись по примеру Христа, истинным агнцем, он отменил смертную казнь и запретил на Руси многоженство. Хотя и до этого указа в простых славянских семьях многоженство не практиковалось и не приветствовалось. Хуже всего пришлось языческим идолам, которых рубили топорами, хлестали плетками и сбрасывали с крутых речных берегов в воду. Считая дело христианизации Руси завершенным, византийские императоры в качестве своего наместника прислали на Русь своего Патриарха.
Христианское всепрощение князя способствовало тому, что Русь начала приходить в упадок. Свобода породило коррупцию и вал убийств корытной направленности. Пришлось Владимиру вернуть смертную казнь и усилить ответственность за ряд преступлений. Но спокойная старость Владимиру не была суждена. На него встал его родной сын. Посчитав себя не прощенным от Бога, Владимир занемог и вскоре умер.
Далее следует целая череда убийств, к которым с целью единовластия прибег приемный сын Владимира – Ярополк Окаянный, по приказу которого были убиты наследники Владимира, в том числе и два его сына - святые князья Борис и Глеб.
В качестве мстителя для Ярополка Окаянного Бог избрал князя Ярослава, прозванного в народе Мудрым. Однако нас в нашем исследовании не столько интересуют династические битвы наследников, сколько сам факт того, что восприняв христианскую веру от Византии, Русская Православная церковь почти сразу начала борьбу за свою независимость от решений и воли греческих императоров и патриархов. Победой в этой борьбе можно считать Собор киевских епископов 1051 года, на котором, вопреки мнению Византии, на патриаршую кафедру был избран русский патриарх Илларион. Большая заслуга в этой победе принадлежит именно Ярославу Мудрому, не пожелавшему участвовать в каноническом споре между Римом и Византией. Но это нам еще предстоит доказать.
Фотий против Николая Первого
В год Крещения Руси (988) Ярославу Мудрому – сыну Владимира Святого – исполнилось десять лет. Однако, будущий составитель «Русской Правды» и создатель огромной библиотеки в храме Святой Софии, не мог не знать о великом споре случившемся между Папой Римским Николаем Первым и Константинопольским Патриархом Фотием. Вспомним и мы отдельные его детали.
Николай Первый, заступивший на папский престол в 858 году, обладал огромной силой воли и был убежден в правоте своих притязаний на безусловное верховенство во всех вопросах нравственности. Он первым венчался на папский престол. Сам император Людовик Второй возложил на него папскую тиару. И этот же император держал стремя нового Папы во время торжественного шествии.
Николая Первого воодушевляла мысль, что его духовному надзору поручен весь Христианский мир. Высокие человеческие достоинства, твердость духа, работоспособность, милосердие к нищим и падшим внушали к нему глубокое уважение как со стороны властителей, так и со стороны простых граждан. Во всей раздробленной империи Карла Великого не нашлось ни одного человека, кто мог бы с ним соперничать. Но ведь, кроме Запада, есть еще и Восток.
В 842 году в Константинополе шла борьба между безнравственным кесарем Вардой и патриархом Игнатием. В великий праздник Пасхи при огромном стечении народа Игнатий не допустил кесаря до чаши со Святыми Тайнами. Патриарх Игнатий был низложен и посажен в острог. Вслед за этим последовала его ссылка. И это, невзирая на то, что VII Вселенский Собор запретил гражданским властям низлагать и назначать духовных особ.
Новым Патриархом был назначен Фотий, известный своим умом и ученостью. Но молодой император Михаил глумился над церковью. Его любимой забавой стало передразнивание с пьяными придворными священнодействий священников.
По исстари заведенному правилу, недовольные порядками в Константинополе, жаловались Римскому Папе. Николай Первый отреагировал, созвав Собор в Риме. На этом Соборе он пригрозил анафемой Византийскому императору. Но тот ответил Папе письмом, в котором в грубой форме отклонил все притязания Святого Престола.
Фотий, занимаясь делами Восточной церкви, пошел навстречу болгарскому князю, изъявившему желание принять христианскую веру. Фотий послал к нему проповедников и священников. К моравским князьям Фотий отправил учителей Константина и Мефодия. Но все это привело к ускорению разрыва между Римом и Константинополем. В адрес Фотия посыпались новые проклятия от Папы.
В 867 году Константинопольский Собор осудил действия Западной Церкви и определил низложить папу Николая Первого при помощи императора Людовика. О мире больше не могло быть речи. На этом мы и остановимся, сказав, что итогом этой борьбы стала смерть Римского Папы Николая Первого в 867 году и низложение в том же году Константинопольского Патриарха Фотия. В том же году был убит и император Византии – Михаил. Смерть двоих и низложение третьего прекратили этот великий спор. Фотий скончался в монастыре под анафемой Папы и в немилости у греческого императора в 886 году.
Прекрасно отдавая себе отчет в том, что противостояние Западной и Восточных церквей на этом не закончились, Ярослав Мудрый, не желая вступать ни в какие коалиции и рассчитывая только на силы и возможности своей страны, начал прилагать усилия для обретения полной независимости от волеизъявлений Восточной церкви. С этой целью им был инициирован очередной военный поход на Византию в 1043 году. А семь лет спустя, как мы уже писали, состоялся Первый Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором без учета мнения Константинополя был возведен в Патриархи архиепископ-славянин Илларион.
Великий раскол
В своих прогнозах относительно новых противостояний Западной и Восточных церквей Ярослав Мудрый оказался прав. Не успели отзвучать взаимные анафемы Николая и Фотия, как новый раскол потряс единство Рима и Константинополя.
В лице Римского Папы Льва IX (1048—1054 г.) Западная церковь обрела человека блестящих способностей. В одеждах кающегося с босыми ногами и головой, посыпанной пеплом, вступил он в Рим. Население города встретило его торжествующими возгласами. Борясь с симонией (рукоположение за деньги и продажа церковных должностей: прим. Авт.) и браками духовенства, Лев IX старался увеличить уважение к церкви.
Как Николай Первый в лице Фотия, так и Лев IX в лице Михаила Керуллария встретил сильного соперника.
Константинопольский Патриарх Михаил Керулларий до своего возведения в сан находился под стражей по обвинению в государственной измене. Группа заговорщиков, к которой он примкнул, пыталась свергнуть с престола императора Михаила Пафлагонского. История не сохранила нам всех подробностей, связанных с восшествием на патриаршую кафедру бывшего заговорщика.
Не имея сколько-нибудь сносного богословского образования, Михаил Керулларий выступил в 1053 году с распоряжением о закрытии в Константинополе всех латинских церквей и монастырей. Последовала долгая переписка между главами двух церквей. В своих письмах Лев и Михаил то клялись в вечной дружбе, то возобновляли нападки друг на друга.
Весной 1054 году Папа отправил в Константинополь своих легатов - Кардинала Гумберта, канцлера Римской Церкви - Фридриха и архиепископа Петра. Всех их поселили в загородном дворце. Вскоре послы вместе с императором посетили Студийский монастырь. Гумберт на правах богослова с завидным академическим образованием всегда старался оставить последнее слово за собой. С самого начала им был взят неверный тон. Привыкший к подобострастию своих епископов, Михаил жаловался на папских легатов, что они не воздавали ему должного почтения. Желая взять реванш, Михаил на Соборе указал им место позади греческих архиереев. Разумеется, на такое унижение папские легаты пойти не смогли. У легатов появилось желание созвать Собор и осудить Михаила. Но они испугались ропота толпы.
В субботу -15 июля 1054 года - во время богослужения папские легаты прошли к алтарю и положили на святой престол буллу с анафемой на Михаила Керуллария.
17 июля легаты оставили Константинополь. Михаил созывает Собор на котором оглашает анафему в адрес Папы. Луи Брейэ, глубокий исследователь данного вопроса, говорит: «Событие июля 1054 года не было ли столкновением двух гордых личностей? И не преступная ли ошибка истории придавать или усвоять такому ничтожному фактически событию, трагическое значение в жизни Вселенской Церкви?»
Но трагизм повторился в судьбах соперников. Папа Лев IX, как некогда Папа Николай Первый, в год раскола скоропостижно умирает, а Михаил, как некогда Патриарх Фотий, в одночасье лишается своей кафедры. Для гордых людей подобное бывает хуже смерти.
Чума на оба ваших дома
На примере четырех достойнейших и умнейших людей своего времени нам удалось доказать к чему приводит взаимная вражда. Но последствия раскола двух церквей имели более трагические последствия. Чума, прозванная в народе «черной смертью», до момента первого церковного раскола щадившая Европу, обрушилась на нее с небывалой до того силой. Но и этого мало. С 1099 года эпидемии массовых психозов сделались едва ли не тягостной номой для Европы. Вот их неполный перечень: пляска св. Витта – тарантизм; эпидемии конвульсионеров; эпидемии судорог, икоты и тика; эпидемии кликушества; бесоодержимость; звероодержимость; самобичевание; эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид. Название этих недугов взято автором из труда советского ученого А. Л. Чижевского «Земля в объятиях Солнца».
В наши дни установлена центральная причина подобного поведения – это поражение базальных ганглиев, или подкорковых нейронных узлов. И, наконец, самое интересное. Поражение подкорковых нейронных узлов, как доказали ученые, является проявлением …чумы. В тех, разумеется, случаях, когда болезнь не закончилась смертью. А теперь попрошу максимального внимания!
«Плотность эпидемий, как пишет в своем труде ученый и публицист А. Степаненко, довольно высока. С 1100 по 1885 год на каждые пять лет приходится по одному психозу (160 случаев всего). Плотность эпидемий черной смерти очень близка к этому показателю – 154 случая за тот же период. Если помнить, что значительная часть эпидемий продолжалась до трех лет, то 60 % истории Европы это беспрерывный мор и психоз». Но главное даже не это. Степаненко нашел 64 корреляции между эпидемиями черной смерти и массовыми психозами. Это, как сам он пишет, лежит далеко за пределами случайности.
1260-1261 гг. Годы «черной смерти», опустошавшей Европу.
1260–1261 гг. Всеевропейская эпидемия самобичевания.
1346-1352 гг. «Черная смерть» убила 25 млн. человек.
1346–1352 гг. Всеевропейские эпидемии плясок, самобичевания и массовых самоубийств.
1418 год. Черная смерть во Франции.
1418 год. Эпидемия неистовой пляски во Франции.
1551 год. Эпидемия чумы в Европе.
1551 год. Эпидемии флагелляции (самобичевания).
1606 год. Эпидемия чумы в Новгородской области.
1606 год. Эпидемия кликушества в России.
1718 год. Моровое поветрие на Украине.
1718 год. Эпидемия кликушества в Москве.
При этом совпадают не только годы, но и месяцы возникновения эпидемий чумы и начало массовых безумий. Тогда становится ясно, что имел в виду великий драматург Шекспир, вложив в уста Меркуцио слова: «Чума на оба ваших дома». Он трижды повторяет это. И ведь именно из-за чумного карантина, наложенного городской стражей на монаха Джованни, тот не смог доставить письмо, извещавшее Ромео о том, что Джульетта не мертва, а спит. Итогом стала смерть детей враждующих кланов - Монтекки и Капулетти. Шекспир, как мы знаем, посвятил годы на изучение обстоятельств дворцовых и церковных расколов.
Феликс Польский
Свежие комментарии