На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 678 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

Предшественники моджахедов и талибов

   В сегодняшней исторической повестке вёе реже можно встретить упоминание о таком явлении первой трети ХХ столетия, как басмачество. Хотя ещё лет тридцать назад это понятие существовало и на бытовом уровне: басмачами называли своего противника многие солдаты и офицеры Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Называли неспроста: афганские горы стали в 1920-30-х годах одной из основных баз бандитов и головорезов, терроризировавших советскую Среднюю Азию. Методы, которыми басмачи вели свою «священную борьбу», ничем не отличались от тех, которых придерживались афганские моджахеды и которые задействовали сегодня талибы. И потому особенно странно видеть, как в бывших советских республиках сегодня реабилитируют басмачей – предшественников нынешних хозяев Афганистана.

                                   Идейные налётчики

   О сути басмачества лучше всего говорит само название. «Басмачи» происходит от тюркского слова «басмак», то есть «нападать, налетать», а суффикс «-чи» превращает это слово в существительное «налётчик». Именно налётчиками и были среднеазиатские басмачи, активно действовавшие на протяжении полутора десятилетий – с конца 1917-го по 1931 год. А немногочисленные уцелевшие участники басмаческого движения, совсем уже забывшие о существовавшей некогда «идее», продолжали грабить и убивать гораздо дольше.
   Некоторые исследователи считают, что финальная точка в истории басмачества была поставлена только в 1943 году, когда прекратила свою деятельность басмаческая организация «Фаал», созданная германской разведкой для развязывания террористической деятельности на юге Советского Союза.

«Иван Поскребко в бою с бандой басмачей».
Картина художников Михаила Мальцева и Антонина Сологуб, 1950 год

   Этот факт вряд ли может удивить любого, кто более-менее знаком с историей басмачества. На протяжении всего своего существования басмачи действовали отнюдь не сами по себе. В период своей наибольшей активности, например, они получали поддержку оружием, амуницией и деньгами от афганских правителей и британских эмиссаров, активно сотрудничали с участниками белогвардейского движения. Важнейшей своей задачей басмачи видели вовсе не борьбу с неверными или восстановление независимости Туркестана, а банальную власть.
   Как признавался один из самых известных курбаши:  «Банду я содержал за счёт населения, конечно, население добровольно не давало продовольствия, приходилось отбирать и грабить».

   Если таким образом басмачи относились к своим соплеменникам - то можно представить себе, каким было их обращение с попавшими в плен «иноверцами».
   Вот характерный пример. Весной 1921 года банда Муэтдин-бека напала на продовольственный обоз. То, что творилось потом, иначе как кошмаром не назовёшь. Бойцов после жутких пыток сжигали заживо, беременным женщинам саблями взрезали животы. С детьми, как правило, «играли в скачки»: два всадника брали ребенка за ноги и пускали своих лошадей вскачь в разные стороны…

Группа басмачей-киргизов

   Крайняя жестокость и неразборчивость в методах «борьбы» и стали одной из главных причин, по которым басмачи потеряли поддержку соплеменников. Неслучайно уже в середине 1920-х годов стала обычным явлением массовая сдача с переходом на сторону советской власти бывших участников басмаческого движения. На «той» стороне оставались только самые отъявленные бандиты и головорезы, которых в случае пленения ждал непременный суд и смертный приговор.

                            Воины Кокандской автономии

   Началом басмаческого движения можно считать восстания, прокатившиеся по Средней Азии в 1916 году. Поводом стал царский указ о призыве «инородцев», как называли жителей среднеазиатских регионов империи, на тыловые работы. До этого они вообще не подлежали призыву, но нехватка людей в армии заставила царское правительство пересмотреть эту практику. Привыкшие к тому, что солдатчина им не грозит ни в каком виде, жители Средней Азии усмотрели в новом порядке покушение на их традиционные свободы и права и взялись за ружья.

Лидер басмаческого движения Ибрагим-бек в середине 1920-х годов

   Эти отряды стали одной из главных вооружённых сил, поддержавших установление в конце 1917 года так называемой Кокандской автономии. Одним из её первых внешнеполитических шагов стало провозглашение независимости Туркестана. Со стороны советской власти было большой ошибкой допустить подобное развитие событий: идея национальной независимости привлекла на сторону Кокандской автономии многих жителей Средней Азии. Когда 22 февраля 1918 года автономия была ликвидирована - разгромленные отряды её сторонников начали действовать самостоятельно, опираясь на поддержку местного населения.

«Знак отличия «За борьбу с басмачами», Таджикская АССР, 1924 год

   Именно эти банды и можно считать первыми басмаческими формированиями. Убеждая дехкан в том, что именно эти отряды будут отстаивать их независимость и свободу, басмачи быстро переключились с идеи свободного Туркестана на идею свободного мусульманского Туркестана. Увы, доказательством их заявлениям служили в первую очередь неверные шаги новой советской власти. Её представители, особенно присланные из европейской части России, категорически настаивали на том, что в новых органах самоуправления не должно быть представителей мусульманского духовенства, а хорошо бы и мусульман вообще.

Плененный Ибрагим-бек в окружении чекистов оперативной группы ОГПУ,
кишлак Ляур, июнь 1931 года

   Такие действия не могли не привести к всплеску вооружённого сопротивления новым властям. На этой волне и поднялись лидеры басмаческого движения, охота за которыми позднее стала одной из важнейших задач органов государственной безопасности Средней Азии и соединений Красной армии. Успешно решить е удалось лишь после того, как советские руководители среднеазиатских республик начали пересматривать прежние подходы к управлению регионом, на что ушло почти четыре года.

                                   Хозяева своему слову

   Период с 1918 по 1922 годы был временем наивысшего расцвета басмаческого движения. Начавшееся в Ферганской долине, оно быстро охватило весь северный Туркестан и начало распространяться дальше, на запад, в сторону Бухары. Именно в это время в лидеры басмачей выбились Ибрагим-бек, Мадамин-бек, Иргаш, Курширмат, Махкам-ходжа, Муэтдин-бек, Джунаид-хан и другие. Было время, когда общее число басмачей в Туркестане и его окрестностях достигало 150 тысяч человек, а под их контролем находились обширные территории. В частности, в 1921 году Ибрагим-беку удалось взять Душанбе – во многом благодаря тому, что он на какое-то время заключил союз с представителями Бухарской народной советской республики.

Сдавшиеся в плен басмачи

   Подобная тактика отличала многих лидеров басмаческого движения. В те или иные моменты, когда им было выгодно, они пользовались готовностью советской власти амнистировать тех, кто готов был сложить оружие или с винтовкой в руках перейти к ней на службу. Договоры с «неверными» басмачи, как правило, рассматривали как ничтожные и легко отказывались от них, как только возникала возможность вернуться к прежнему образу жизни.

Совместный парад отрядов Мадамин-бека и Красной армии, Фергана, 20 марта 1920 года

   Впрочем, такая практика имела и обратную сторону. С течением времени всё большее число рядовых басмачей после сдачи в руки советской власти действительно отказывалось от вооружённой борьбы и участия в грабежах. С каждым разом уводить за собой людей басмаческим лидерам удавалось всё с большим трудом. Более того, отказываться от участия в «борьбе с неверными» начали и крупные фигуры — такие, например, как Мадамин-бек. В 1919 году он контролировал фактически всю Ферганскую долину, а уже в марте 1920-го заключил мирный договор с советской властью. Бывшие сподвижники не простили ему этого: при попытке склонить их к отказу от басмачества Мадамин-бек был убит вместе с немногочисленным отрядом сопровождения.

                                       Судьба Ибрагим-бека

   Несмотря на то что в 1925-27 годах басмачество в Средней Азии вновь активизировалось, достичь прежних успехов «борцам за веру» уже не удалось. Местное население всё активнее поддерживало новую власть, отказывая басмачам в снабжении; вербовать сторонников тоже становилось всё труднее. Сыграли свою роль и совершавшиеся при молчаливом согласии властей Афганистана регулярные рейды Красной армии на афганскую территорию, где банды басмачей отсиживались в перерывах между грабительскими набегами. Как правило, прямых столкновений с басмачами во время таких походов не было – верные бандитской тактике, те предпочитали нападать исподтишка и лишь при явном перевесе сил в их пользу, – зато удалось ликвидировать почти все их тыловые базы.

Ибрагим-бек в заключении, лето 1931 года, Ташкент

   Одним из лидеров басмаческого движения, который до последнего пытался продолжать борьбу с советской властью в Средней Азии, был Ибрагим-бек, прославившийся даже среди своих сподвижников жестокостью. По мере того как бывшие лидеры басмачей один за другим отказывались от вооружённого сопротивления, погибали в боях с частями Красной армии или в междоусобных схватках, Ибрагим-бек занимал всё более высокое положение в неформальной иерархии басмачей.
   В итоге в конце 1920-х годов он попытался объединить под своим началом все ещё остававшиеся басмаческие отряды. Но вынужденный воевать на два фронта – против Красной армии и правительственных войск Афганистана, – в конце концов потерял в боях большую часть своих сторонников. С немногими оставшимися Ибрагим-бек в апреле 1931 года вновь вторгся на территорию советского Таджикистана, но это была последняя его эскапада.

Группа басмачей-казахов

   23 июня 1931 года специальная оперативная группа ОГПУ под руководством Мукума Султанова сумела навязать беку бой возле переправы через реку Кафирниган и захватить его. Суд в Ташкенте 31 августа 1931 года приговорил Ибрагим-бека к расстрелу.
  А спустя восемьдесят лет по решению Верховного суда Узбекистана он был реабилитирован. Правда, не персонально, а в списке из 115 человек, приговоренных к расстрелам в 1920-30 годах.
   Весьма вероятно, что вынесшие это решение судьи не вникали в подробности биографии каждого из внесенного в этот список. В противном случае придётся признать, что вынесенный ими вердикт имеет явную политическую окраску и адресован новым властям соседнего Афганистана. Ведь с точки зрения талибов, Ибрагим-бек является таким же борцов за веру, как и они сами, а потому его реабилитацию в Кабуле сегодня наверняка рассматривают как дружественный шаг. Насколько это может обезопасить границы Узбекистана от угрозы с юга, которая становится всё более и более ощутимой, – неизвестно.

Автор: Сергей АНТОНОВ

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх