Не думаю, что будет большим откровением с моей стороны, написать, что во время Второй мировой войны, не случайно нацисты вычисляли скрывавшиеся еврейские семьи. Их сдавали соседи, консьержи многочисленные “сочувствующие” люди. Стоит оговориться, что многие люди шли на риск и укрывали у себя еврейские семьи.
Самыми опасными были охотники на евреев, которые целенаправленно вели охоту. Среди таких охотников были и евреи, которые соглашались на эту работу из страха или из жадности. Ведь за каждого найденного человека полагалась награда.
Одной из таких охотниц была Стелла Гольдшлаг (1922-1994). И, да, она была еврейкой.
Красивая блондинка с голубыми глазами, она больше походила на арийку. Это сходство и поддельные документы позволяли ей избегать ареста.
Она родилась в западной части Берлина. Единственная дочь, родители которой не чаяли в ней своей души. В школе она была популярна. Мальчишки влюблялись, а девчонки откровенно завидовали.
Чем активнее устанавливались идеи нацизма в Германии, тем острее в семье возникал вопрос о бегстве из страны, но это было довольно сложно. У Стеллы была возможность скрыться в Великобритании, но отец строго сказал, что семья должна быть вместе. К этому времени, отец уже потерял работу журналиста, и семья с трудом выживала. Денег на побег не оказалось.
С началом Второй мировой войны семью Стеллы отправили на принудительные работы. С другой стороны, лучше работа на фабрике, чем нахождение в гетто или в концлагере.
Первый раз цвет волос спас Стеллу во время “фабричной акции” 1943 года. Основной целью таких чисток было освобождение Берлина от евреев. Стелла с матерью сбежали, так как охранник, увидев перед собой блондинку, не стал проверять ее документы. Мужу Стеллы так не повезло. Он был арестован и отправлен в Освенцим.
Стелла Гольдшлаг была схвачена во время встречи с фальсификатором документов Рольфом Исааксоном. Их сдала подруга, работавшая на нацистов.
В обмен на свободу родителей, Стелла согласилась сотрудничать. Работала она вместе с Рольфом. Они должны были выслеживать скрывавшихся евреев. Им давали список с именами, но не ограничивали в выборе. Главное – результат.
Основная тактика пары охотников заключалась в том, чтобы находясь в общественных местах, выявлять знакомых, школьных друзей и людей, похожих на евреев. Несмотря на то, что подполье владело фотографиями охотников, не все успевали скрыться.
Из-за печальной славы, вскоре Стелла и Рольф начали работать отдельно друг от друга.
Женщина выработала три основные тактики:
- она приходила на похороны смешанных пар, где оплакивали “арийского супруга”.
- она предлагала укрытие скрывающимся людям.
- она просила помощи у людей.
Во всех случаях она сдавала людей.
За свою работу Стелла Гольдшлаг получила определенные привилегии. Она могла не носить нашитую желтую звезду. Она получала деньги и не значилась в списках, для отправки в концлагерь. Почти год ей удавалось спасать родителей от депортации, но в феврале 1944 года они все же были отправлены в Терезиенштадт, а оттуда в Освенцим.
Точных цифр выданных Стеллой людей нет. Цифра колеблется от 600 до 3000 человек.
Понимая, что окончание войны близко, и что за преступления придется платить, к этому моменту, уже беременная Стелла бежит из Берлина.
Наверное, о ней никто бы и не вспомнил, но подвел язык. На нее донесли. Стелла Гольдшлаг отрицала связи с гестапо, делая акцент на том, что она еврейка. И тогда ее привезли в еврейскую общину в Берлине на опознание, а там ее помнили. Чудом не завершилась эта встреча самосудом, но охотница была изрядно помята и лишилась части своих волос.
Стелла Гольдшлаг во время допроса в штабе берлинской полиции на Александерплац, 1946 год.
В июне 1946 года советский военный трибунал осудил ее на 10 лет трудовых лагерей. Отбывать пришлось этот срок в бывшем концлагере Заксенхаузене. Отсидев положенный срок, она вернулась в Западный Берлин, но практически сразу была вновь арестована. Здесь ее приговорили к еще одному сроку на 10 лет, но так как она уже отбыла наказание в Заксенхаузене, повторно ее не посадили.
Отношения с дочерью ей наладить не удалось. Ивонна была негативно настроена по отношению к матери, а потом и вовсе эмигрировала в Израиль. Стелла приняла христианство и стала открытой антисемиткой.
Никто не проявлял к ней особенного интереса, пока ее не нашел бывший одноклассник по еврейской школе. Он успешно с семьей переехал в США, поэтому избежал отправки в Освенцим. Питер Уайден взял у охотницы три интервью, на основе которых написал книгу в 1992 году. В 1993 году книга была переведена на немецкий язык, а еще через год Стелла Гольдшлаг вышла в окно.
Свежие комментарии