Если углубиться в тему, можно найти всевозможные группы, объединения, борющиеся за спасение деревянного зодчества. Проводятся многочисленные лекции, семинары, конференции, организуются экспедиции на Север. Студенты МАРХИ, воспитанники Московской Сретенской и Николо-Угрешской семинарий и просто неравнодушные люди не первый год ездят в трудовые и разведывательные экспедиции. Пожалуй, самым известным стал проект «Общее дело». Он существует 6 лет. За это время прошло около 90 экспедиций, добровольцы посетили и обследовали около 170 храмов и часовен, в 95 из них провели противоаварийные и консервационные работы. Три храма и три часовни восстановлены полностью.
Деревянное зодчество Русского Севера – это храмы и часовни, аналогов которым нет в мире. Многие из них — памятники федерального значения. Но сегодня они – в катастрофическом состоянии.Средств, выделяемых государством, хватает для спасения ничтожно малого числа храмов и часовен. Некоторые из них уже исчезли. Но есть и те, которые сохранились и чудом держатся – их еще возможно восстановить. На работу остается совсем немного времени — через пару лет, если ничего не предпринять сейчас, от памятников северного деревянного зодчества в России останутся только фотографии.
А пока мы хотим показать вам, какие уникальные памятники могут исчезнуть навсегда.
I) Храм Вознесения Господня
Год постройки: 1651 г.
Адрес: Онежский район, д. Пияла
Храм в хорошем состоянии, требуется внутренняя реставрация.
II) Храм Преображения Господня
Год постройки: 1786 г.
Адрес: Онежский район, д. Турчасово
Когда-то главный храм большого села. Уникальная церковь, обшитая тесом и покрашенная «под камень». В XVIII веке была частью ансамбля. Большая шатровая церковь сгорела в середине XX века из-за шаровой молнии.
III) Храм Владимирской иконы Божией Матери
Адрес: Онежский район, Жеребцова Гора,д. Подпорожье
Построен в начале XVIII века на месте более раннего, но сгоревшего храма. Входил в вотчину Крестного монастыря, основанного патриархом Никоном в память о чудесном спасении. Храм был освящен 23 октября 1757 г. А в 1847 году началось строительство колокольни. Церковь была обшита тесом и в 1884 году обнесена оградой.
Удивительно, но в церкви сохранилось «небо» (потолочное перекрытие).
IV) Богоявленский храм
Год постройки: 1853г
Адрес: Онежский район, д. Поле
Богоявленская церковь в селе Поле была приходской церковью Польского прихода, располагавшегося в болотистой местности близ впадения в реку Онегу реки Кодины. Существующий храм был построен в 1853 году. В 1846 году на этом месте сгорела Богоявленская церковь неизвестного года постройки. Вместо неё была перевезена церковь из села Сырье, но и она сгорела в 1851 году. В советские годы храм в селе Поле использовался в качестве склада.
Храм достаточно хорошо сохранился. Но требуется еще длительная и дорогостоящая реставрация.
V) Церковь Илии Пророка в Большом Бору
Год постройки: 1855г
Адрес: Онежский район, д.Большой Бор
Редкий пример реставрации памятника одним человеком.
Деревянная холодная однопрестольная церковь, построенная в 1855 году в заречной деревне чекуевского прихода на казенные средства. Прямоугольная постройка, обшитая тесом, перекрытая двускатной кровлей с главкой. Закрыта не позже 1930-х.
В 2000 году ее отреставрировал местный житель (на собственные деньги).
Сейчас главная цель волонтеров спасти рядом стоящую церковь Георгия Победоносца, построенную в 1882 году на средства местных жителей как теплый храм. Сейчас он находится в аварийном состоянии.
Пока есть шанс спасти не только саму церковь, но и ансамбль в целом. Ведь, к сожалению, примеров церковных комплексов практически не осталось. Прекрасное исключение – ансамбль Кижей.
Это лишь малая часть всего наследия деревянного зодчества. Как писал священник Алексий Яковлев, «деревянные храмы Севера очень уязвимы, их легко уничтожить, сжечь или сломать, они уничтожаются временем. Но святитель Иоанн Златоуст говорил, что если построен храм и в нем совершена хотя бы одна Божественная литургия, оправдано строительство храма сего». Наше дело сегодня – оправдать надежды строителей прошлого на бережное отношение и уважение к уникальным памятникам.
Анастасия Некрасова
Свежие комментарии