На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

Морские дьяволы. Легенды подводных диверсий

Вечером 28 октября 1955 года линкор «Новороссийск» вернулся из похода и занял место на бочке № 3 в районе Морского госпиталя Севастополя. 29 октября в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 м²…

Линкор пытались отбуксировать на мелководье, но прибывший на корабль командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А.Пархоменко приостановил начатую буксировку. Запоздалое приказание о возобновлении буксировки оказалось бессмысленным: носовая часть уже села на грунт. Не сразу адмирал позволил и эвакуировать незанятых в спасательных работах моряков, которых на юте скопилось до 1000 человек. Когда решение об эвакуации было принято, крен корабля начал стремительно нарастать. В 4 часа 14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа корпус полностью исчез под водой.

Впервые сведения о диверсии появились лишь в 1997-м году. Подробности той спецоперации выдал один из итальянских диверсантов Уго Д'Эспозито. По его словам, для доставки отряда был выбран корабль-сухогруз, в днище которого был проделан специальный отсек, через который была выпущена мини-субмарина с диверсантами на борту.

Уже на следующий день эти диверсанты взорвали советский линкор "Новороссийск", на котором прогремел жуткий взрыв. Позже подсчитают его мощность – почти полторы тонны в тротиловом эквиваленте. Погибло более 600 человек! Еще в советские годы считалось, что диверсию устроили итальянские пловцы, потому что раньше это был их крейсер - «Джулио Чезаре».

История с подрывом «Новороссийска», флагмана Черноморского флота СССР, прогремела на весь мир и вошла в закрытые учебники по минно-подрывному делу. Так же как и организатор этой  диверсии – Валерио Боргезе.  Он был создателем и командиром спецподразделения итальянских подводных диверсантов.

Это он создал легендарную 10-ую флотилию - самый мощный подводный спецназ времен Второй мировой войны. Они готовили самые дерзкие диверсионные операции по всему миру. 

Именно  по образу и подобию итальянских спецподразделений создавались аналогичные в США, Франции, Норвегии. А израильский подводный спецназ – практически его точная копия.

Российский подводный спецназ также считается одним из самых мощных в мире. И одним из самых самых закрытых. Лишь недавно стало известно, что именно нашим  боевым пловцам удалось ликвидировать одного их самых известных  на Западе диверсантов - Лайонела  Крэбба, считавшегося непобедимым…

Это его фото — одно из немногих достоверных изображений. Снимок хранится в национальном военном архиве Великобритании.

Однако ни самого Крэбба, ни его родственников никто из журналистов никогда не видел. Зато в британском обществе о знаменитом подводном разведчике ходят легенды. Ведь Лайонелл Кеннет Филлипп Крэбб, капитан 3 ранга Флота ее Величества, был лучшим водолазом за всю историю Соединенного Королевства. В годы 2-й мирвоой Крэбба отправили в Гибралтар, где он служил в подразделении по разминированию. Он обезвреживал итальянские магнитные мины, которые вражеские ныряльщики устанавливали на корпуса кораблей союзников. За свою службу Крэбб был награждён высшими боевыми наградами Англии. Крэбб участвовал в расследовании подозрительной смерти польского генерала Владислава Сикорского, самолёт которого упал недалеко от Гибралтара в 1943 году. О подвигах Крэбба ходят легенды. Именно с него писали образ агента 007. 

Но в 1956-м году Крэбб бесследно исчезнет.

Незадолго до этого его видели в порту с таинственным спутником. Английские журналисты, проводившие независимое расследование по гибели Крэбба, выяснили, что как раз перед визитом в Великобританию крейсера «Орджоникидзе» с ведущими политиками СССР, он уволился с военной службы. А таинственный мистер Смит, вместе с которым Крэбб приехал в Портсмут, был кадровым офицером ЦРУ. Получается - американцы наняли Крэбба как частное лицо, чтобы сделать некую работу. США ведь не давали правительственных гарантий советской делегации. А год спустя после исчезновения Крэбба в мае 1957 года в Портсмутской бухте рыбаки нашли обезглавленный труп мужчины. На нем было снаряжение боевого пловца британского королевского флота. Его идентифицировали как Лайонела Крэбба. И вскоре похоронили под этим именем.

В официальном некрологе утверждалось, что Крэбб «погиб при испытании нового подводного снаряжения». Неофициально британские чины говорили, что Крэбб якобы попал под винты советского крейсера, и ему таким образом отрезало голову.

И лишь годы спустя годы откроется тайна. Оказывается, непотопляемый Крэбб погиб, шпионя за советским кораблем. А ликвидировал его наш диверсант из сверхсекретного отряда Главного разведуправления «Барракуда» Эдуард Кольцов. В середине 50-х годов он служил в спецподразделении ГРУ. 

18 апреля 1956 года в британский Портсмут прибыла советская эскадра во главе с крейсером «Орджоникидзе». На его борту было все  высшее политическое руководство Советского Союза во главе с Никитой Хрущевым. Официальная цель визита советской делегации — налаживание дружественных контактов с Великобританией.

Когда официальная часть визита будет в самом разгаре, гидроакустика советского крейсера «Орджоникидзе» доложит командиру судна, что по правому борту слышны посторонние шумы. Еще через несколько секунд вахтенный дежурный докладывает: всего в двух метрах от корпуса судна, справа по борту, под водой отчетливо виден луч света... Под воду срочно спускается группа советских водолазов. И то,что произойдет дальше станет известно лишь много лет спустя.

То, что Кольцов увидел под водой по правому борту было невероятным! К корпусу судна, как раз в той области, где находятся пороховые погреба, неизвестный водолаз крепил подводную мину. Кольцов понимая, что судно может взлететь на воздух, принял решение: подобраться к диверсанту снизу, чтобы остаться незаметным, затаить дыхание и обезвредить его. За ликвидацию английского диверсанта, он получил орден. 

Но доказать причастность боевых пловцов к диверсиям иногда просто невозможно. Лишь о единичных операциях становится известно многие годы спустя. Именно поэтому признания ветерана 10-й флотилии Уго Д'Эспозито в подрыве линкора "Новороссийск" наделали столько шума.

Возможно, проверка сенсационного заявления итальянца могла бы поставить точку в тайне гибели "Новороссийска". Но собрать все вещдоки, как пазлы в одну картину, очень сложно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх