На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

БЕЛЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

26 649 подписчиков

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

Великий князь от археологии

 Портрет, безусловно, узнаваемый – это великий князь Сергей Александрович. Написан портрет для галереи московских генерал-губернаторов (коим Сергей Александрович и являлся с 1891 года до 1905-го, когда и был убит террористом).  Однако открывшаяся в Историческом музее выставка с этой его деятельностью  никак не связана.

Формальный повод для экспозиции – траурная годовщина. Хотя и не круглая: 110 лет с момента теракта в Кремле (к слову, за весь XIX и начало ХХ века жертвами покушений стали лишь два представителя фамилии Романовых: Александр II и Сергей Александрович).

 

 Однако для Исторического музея имя великого князя имеет совсем другое значение. Почти четверть века Сергей Александрович был почетным председателем музея. На этот пост он был назначен «высочайшим повелением» (чему подтверждением служит представленное в экспозиции письмо с уведомлением одному из основателей музея, графу Алексею Сергеевичу Уварову – забавно, что прислал его почему-то не кто иной, как управляющий министерством финансов, в дальнейшем министр Н.Х.Бунге). Было это в 1881 году – то есть новоявленному председателю было 24 года от роду.  

В фондах ГИМа немало вещей, подаренных как самим великим князем, так и позже его вдовой Елизаветой Федоровной.

 

 Вот и военные реликвии – штаб-офицерский шейный знак (горжет) и полковая печать (а стоит напомнить, что большую часть жизни великий князь был на военной службе).

 

 Вот переписка великого князя по музейным делам с графом Уваровым. Любопытно, как выглядит шапка бланка – «Москва, Кремль», – в стиле скорее ХХ столетия.

 

 Но откуда все-таки интерес к музейным делам? Вот тут дело становится интереснее. Оказывается, и Сергей Александрович, и его брат Павел еще в юности слушали лекции по археологии – которые читал не кто иной, как все тот же Алексей Уваров. Сохранились составленные им планы лекций.

 

 А вот еще предметы, попавшие в ГИМ непосредственно от Сергея Александровича. XII век, найдено в Московском и Звенигородском уезде.  

 

 Откуда это? А оказывается, великий князь сам непосредственно участвовал в археологических раскопках. И кто знает – может быть, преуспел бы в этом лучше, чем в генерал-губернаторстве.

Заключу еще одним представленным в экспозиции изображением из фондов Исторического музея. Эта картина представляет младших сыновей Александра II, братьев Сергея и Павла Александровичей, вместе с племянником – тогда наследником цесаревичем Николаем, будущим Николаем II. Дядья старше племянника лет на десять – и, как считается, оказывали на него немалое влияние. Происходит портрет из Музея лейб-гвардии Преображенского полка и написан в 1890 году, то есть вскоре после назначения Сергея Александровича командиром этого полка.

АВТОР Татьяна Пелипейко

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх