В некоторых странах существовало и до сих пор бытует мнение, что СССР, объявивший в августе 1945 года войну Японии, совершил вероломство. Имеет ли такое суждение под собой основание или это очередное проявление русофобии?
Япония стала проявлять свои милитаристские устремления в отношении СССР с середины 1930-х годов, некоторые высокопоставленные японские чины даже предлагали идею расширения границ империи до Байкала.
В конце 30-х произошли два крупных боестолкновения между советскими и японскими вооруженными силами на озере Хасан и на реке Халхин-Гол, существовала высокая вероятность крупномасштабной войны. Однако Япония в конечном итоге предпочла переориентировать свои милитаристские аппетиты на британские доминионы и зону интересов США.13 апреля 1941 года между СССР и Японией в Москве был заключен пакт о взаимном нейтралитете. Согласно документу, каждый из подписантов, если он окажется объектом военных действий со стороны других держав обязан соблюдать нейтралитет. Германия была не в восторге от договора, так как рассчитывала на своего союзника в предстоящей войне с Советским Союзом. Таким поворотом событий обеспокоены были и США с Британией, осознававшие, что Япония теперь сможет усилить свое влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
22 июня 1941 года Германия с европейскими союзниками вторглась в СССР, но Япония соблюла договоренности и осталась в стороне от конфликта. Впрочем, это не мешало определенным кругам в Стране восходящего солнца вынашивать в отношении СССР захватнические планы. Уже к началу июля 1941 года военным командованием был представлен план оккупации СССР «Кантокуэн», согласно которому объявление войны намечалось на 10 августа 1941 года. Именно к этой дате германские войска должны были захватить Москву.
В Маньчжурии была проведена спешная мобилизация японских войск, численность Квантунской армии увеличена вдвое. Наиболее рьяно за скрытую подготовку к вторжению в СССР выступал министр иностранных дел Японии Ёсукэ Мацуока. Он надеялся, что как только на германо-советском фронте наступят благоприятные перемены, Япония незамедлительно начнет решать «северную проблему». Однако не всем в японском правительстве были по душе намерения Мацуока, и до истечения июля 1941 года его вынудили покинуть свой пост.
Между тем советский генштаб, не возлагая большие надежды на выполнение Японией условий договора, к середине сентября 1941 года заметно усилил группировку войск на Дальнем Востоке. Как Япония наблюдала за ситуацией на германо-советском фронте, так и СССР занял выжидательную позицию, пристально следя за действиями японцев на Тихоокеанском театре военных действий, которые активизировались со вступлением в войну США.
Чем более шатким становилось положение Германии на оккупированных территориях Советского Союза, тем меньше Япония уделяла внимания своим планам на советский Дальний Восток. В феврале 1945 года, когда крах Третьего рейха был лишь вопросом времени, лидеры стран Антигитлеровской коалиции в Ялте подписали соглашение, которое обязывало советское руководство вступить в войну против Японии не позднее чем через 3 месяца после капитуляции Германии. Сталин не возражал, однако при условии, что СССР отойдут южная части Сахалина и Курильские острова.
Но ближе к лету, когда поражение японских войск казалось неминуемым, союзники уже и не настаивали на открытии советско-японского фронта. В мемуарах Дуайта Эйзенхауэра, в то время верховного главнокомандующего экспедиционными силами, есть слова, адресованные президенту Гарри Трумэну: «Поскольку имеющиеся сведения указывают на неизбежность скорого краха Японии, я категорически возражаю против вступления Красной Армии в эту войну».
5 апреля 1945 года СССР в одностороннем порядке денонсировал советско-японский пакт о нейтралитете. О причине разрыва было заявлено следующее: «В условиях, когда Япония воюет с Англией и США, союзниками СССР, пакт теряет смысл и продление его становится невозможным». В Токио недоумевали: Япония уже не первый год воюет с союзниками, но это не было для Москвы причиной выхода из соглашений?
Японский посол в Москве Наотакэ Сато заметил Молотову, что, будучи не аннулированным, а денонсированным в одностороннем порядке пакт юридически сохраняет свою силу еще на год – то есть до 5 апреля 1946 года, ведь по условиям договора любая сторона должна предупредить противную о денонсации за год. Молотов с этим согласился.
В июле 1945 года, когда положение Японии на Тихоокеанском театре военных действий стало критическим, она обратилась к СССР за помощью в посредничестве в проведении мирных переговоров. В Москве ответили, что Сталин отбыл на Потсдамскую конференцию, а кроме него никто не полномочен решать такие вопросы. По мнению многих исследователей, советский лидер все равно отказал бы Японии, так как СССР был заинтересован в приобретении Курил и Южного Сахалина, а также укреплении позиций в Китае и Корее.
8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии, что было предварительно согласовано с представителями Великобритании и США в Потсдаме. О том, что война начнется 9 августа в 9 часов утра японскому послу сообщили лишь накануне в полночь по московскому времени, однако на Дальнем Востоке в это время было уже раннее утро. Если учесть, что какое-то время было потрачено на шифровку, передачу и расшифровку донесения японского посла, то в Японии официальное сообщение получили уже после начала атаки советских войск. В Токио разумеется обвинили СССР в вероломстве и несоблюдении условий совместного договора.
Не только Япония, но и ее бывшие союзники характеризовали поведение СССР как бесчестное. Они обращали внимание на то, что именно благодаря невмешательству Токио в советско-германскую войну СССР удалось перебросить на Запад сибирские дивизии, которые сыграли одну из ключевых ролей в обороне Москвы и в приостановке продвижения вермахта.
В СССР всегда придерживались противоположного мнения и считали вполне обоснованным выход из пакта о нейтралитете. Впрочем, такая позиция иногда подвергается критике даже со стороны отечественных экспертов. К примеру, полковник КГБ в отставке Алексей Кириченко обращает внимание на то, что японское командование дважды 16 и 17 августа издавало приказы о капитуляции Квантунской армии, однако Красная Армия вопреки правилам не прекратила наступательной операции.
Второй момент, на котором останавливается Кириченко, это судьба более чем 600 тысяч японских военнопленных, которые в качестве рабочей силы были отправлены в Сибирь и на Дальний Восток. Около 55 тысяч из них умерли, судьба еще 47 тысяч осталась неизвестной. Эксперт ссылается на то, что СССР в этом случае нарушил Девятую статью Потсдамской декларации, которая была им подписана. Согласно этой статье, советское руководство гарантировало, что после разоружения Квантунской армии японские военнослужащие смогут вернуться «к своим очагам с возможностью вести мирную и трудовую жизнь».
Итогом советско-японской войны, которая продолжалась с 9 августа по 3 сентября 1945 года, стало присоединение к СССР территорий Южного Сахалина, основной и южной группы Курильских островов, а также установление в Китае и Северной Корее коммунистических режимов.
Свежие комментарии