На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Николай Попов
    Кто убил Сталина? Какая связь между убийством Сталина и «Мингрельским делом» 1951–1953 годов? https://topwar.ru/17942...«Перестройка Бери...
  • михаил дуванов
    ты глист вонючий только  дерьмо производить можешьТайны 22 июня. Ве...
  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...

Зачем китайцы захватили советский танкер Туапсе в 1954 году

В мировом кинематографе приключенческие блокбастеры являются наиболее востребованными зрителем. Если же речь идет о фильме, снятом по реальным событиям, то его рейтинг и вовсе бьет все рекорды. Именно такой кинолентой стало «Чрезвычайное происшествие», экранировавшее захват китайцами русского танкера в 1954 году.

Пираты с Тайваня

В современной часто меняющейся геополитической обстановке, постепенно забывается, что в начале 1950-х годов в мире существовало два Китая. Материковый, во главе с Мао Цзэдуоном, и Тайвань, возглавляемый генералом Чай Канши. С Мао Цзэдуном дружил СССР, а Чан Канши получал финансовую и военную поддержку из США. Инцидент, экранизированный советским кинематографом, произошел в 1954 году, когда после смерти И.В. Сталина западный мир руками китайцев решил проверить нашу страну на прочность, захватив один из ее торговых кораблей. 24 мая 1954 года из Одессы в сторону китайского порта Далянь вышел танкер «Туапсе». Первое время морской поход протекал в штатном режиме. Но 23 июня на горизонте появились два эсминца и корвет под опознавательными знаками Тайваня. Поскольку СССР не состоял в открытом конфликте с этой страной, советский танкер с 10 000 тонн керосина на борту спокойно продолжил свой путь. Неожиданно по правому борт корабля в воду ударил снаряд, прилично окатив палубу «Туапсе» морской водой, за ним второй, на этот раз по левому борту по ходу следования корабля. Третий снаряд взорвался перед самым носом танкера. Было ясно, «Туапсе» безапелляционно предлагают лечь в дрейф.

Захват судна

Понимая, что в ближайшие несколько минут произойдет вооруженный захват судна, капитан отдал радисту приказ сообщить об инциденте во Владивосток – ближайший советский порт. Распоряжение было выполнено, но получить ответ капитан не успел, поскольку корабль молниеносно был захвачен чанкайшистами. Впрочем, предусмотрительные механики советского судна все же успели вывести из строя судовые машины корабля. Своим ходом он идти не мог и его взяли на буксир. Оставалась надежда, что советские военные корабли успеют прийти на выручку и отбить танкер. Не успели. «Туапсе» отогнали в порт Гаосюн и приказали команде корабля под дулами автоматов спуститься на берег. Однако никто из 49 человек даже не сдвинулся с места. На сушу моряков выволокли силой. Впоследствии оказалось, что вся операция была задумана, как политическая дискредитация СССР. Членов команды судна разделили на несколько групп и в течение длительного времени морально обрабатывали, убеждая попросить политическое убежище в США. К чести русских моряков данное предложение было встречено решительным отказом. Начались пытки. Советских граждан морили голодом, жестоко били, по нескольку дней не давали спать. К сожалению, чередование силового воздействия и сладких посулов, возымело свое действие и 20 человек подписали просьбу о предоставлении политического убежища.

Долгая дорога домой

При этом, несмотря на то, что команду танкера активно убеждали, что Родина про них давно забыла и бросила на произвол судьбы, это было не так. Ситуация усложнялась тем, что у СССР не было прямого дипломатического контакта с Тайванем, поэтому в качестве посредника на переговорах о возвращении команды судна на Родину попросили выступить Францию. После вмешательства французских дипломатов Тайвань был вынужден признать силовой захват танкера и отправить 29 членов экипажа, которые даже под пытками не пожелали отречься от СССР, домой. В Москве моряков встречали, как героев. Каждый из них получил денежную компенсацию, государственную награду за мужество и хорошую работу. Те же, кто, проявив слабость, отрекся от своей Родины, были брошены в Тайване на произвол судьбы. Один из моряков повесился. Остальные решили «огородами» пробираться домой. Девять человек вылетели в США, где заработав денег при помощи антисоветских интервью на радио «Свобода», при первом удобном случае сбежали в Советское посольство. Едва переступив его порог, моряки заявили, что от СССР они не отрекались, а документы подписали под пытками. Домой их вернули и даже разрешили работать на флоте, но лишь во внутренних морях. В то же время на Тайване оставалось еще несколько «отказников». В США их не выпустили, боясь того, что они также попробуют обратиться за помощью в советское посольство. Чудом моряки пробрались в Бразилию, где попросили помощи в польском посольстве. Их не выгнали и даже выдали польские паспорта. По ним «невозвращенцы» через Уругвай с трудом, но все же вернулись в СССР. Их тут же арестовали и судили за измену Родине. Оставшиеся на Тайване шесть моряков, попали в СССР с задержкой в несколько десятилетий…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх