На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    Врёшь нагло.Слишком  много стало убийств  учёных и изобретвателей  агентами Гитлера.Как Берия останов...
  • Владимир Алтайцев
    Паскуда, 380  тысяч  не  так и много? Ты  подонок.Как Берия останов...
  • Виктор Фомин
    А почему за фотографии, якобы, голодных "жертв царизма" вы выдаёте фото голода в Поволжье 1921 года? Фото безпризорни...„Процветание” Рос...

Корабли, подобные облакам


Автор: Мария БУУК
Источник: № 41 (2002)



ОСТРОВ ПАТ

В 1999 году в «Нью-Йорк Таймс» журналист Д.Кристоф опубликовал небольшую заметку, в которой рассказал об удивительном маленьком островке Пат, расположенном у побережья Кении. Здесь в хижинах, построенных из камня среди густых зарослей мангровых деревьев, американец встретил людей, которые поведали о том, что являются потомками китайских мореходов, потерпевших кораблекрушение у берегов Пата несколько столетий тому назад.
Их предки вели торговлю с жителями Черного континента и в своем последнем рейсе везли в Китай жирафов, но напоролись на расположенный недалеко от берега риф.

Кристоф довольно долго находился в обществе жителей острова и заметил много признаков, свидетельствующих о правдивости рассказа, в частности азиатскую внешность своих новых знакомых и великолепный старинный фарфор, находящийся в их домах. Журналист обратился за разъяснениями к Ричарду Гоулду, профессору археологии из университета Брауна (Род-Айленд), специалисту по подводной археологии, увлеченному исследованиями остатков древних кораблекрушений. Гоулд написал книгу о средневековых путешествиях мореплавателей Юго-Восточной Азии. По мнению Гоулда, жители островка у побережья Кении вполне могли быть потомками китайцев.

ДОСТИЖЕНИЯ КИТАЙСКОГО ФЛОТА

Шесть столетий назад мощная армада китайских кораблей пересекла Китайское море и двинулась на запад к Цейлону, Аравийскому полуострову и к побережью Восточной Африки. Флот состоял из гигантских девятимачтовых кораблей, эскортируемых трехмачтовыми судами меньшего размера. На борту кораблей находились 27 тысяч моряков и солдат. Суда имели огромные размеры, длина самого большого из них равнялась 120, а ширина 45 метрам.
Для сравнения можно упомянуть, что «Санта-Мария», самая большая из каравелл, на которых Колумб прибыл в Америку, имела всего 18 метров длины и 9 - ширины, а команда насчитывала лишь 90 человек.

Нагруженные китайским шелком, фарфором и глазурованной керамикой, корабли посещали порты Индийского океана. Здесь арабские и африканские купцы обменивали китайские товары на слоновую кость, специи, редкие породы дерева, медицинские снадобья, в которых нуждался китайский императорский двор.

Семь раз в период с 1405 по 1433 год китайский флот отправлялся в неизвестные страны. Эти экспедиции установили прочные торговые связи со многими странами от Тайваня до Персидского залива. Это произошло за полстолетия до того момента, когда первые европейцы, обогнув южное окончание Африки, «открыли» Индийский океан. Не знающая себе равных технология строительства морских судов позволила китайцам главенствовать на просторах океана, омывающего берега Индии и Африки. Затем все изменилось с точностью до наоборот, и китайские корабли перестали бороздить просторы теплых морей, чему имелись конкретные исторические причины. Если бы этого не случилось, то, скорее всего, жители огромной китайской империи, а вовсе не португальцы, испанцы, голландцы и англичане, колонизировали бы мир.

КОРНИ КИТАЙСКОЙ МОРСКОЙ МОЩИ

Первые китайские корабли, способные пересечь океан, относятся к эпохе династии Сонг (960-1279 гг.). Императоры Юаньской династии, основанной монгольскими ханами (1271-1368 гг.), впервые послали китайский торговый флот к берегам Суматры, Цейлона и Южной Индии. Марко Поло, совершивший свое знаменитое путешествие ко двору китайского императора, описал четырехмачтовые суда с водонепроницаемыми переборками и командами, насчитывавшими триста человек. Когда в конце XIV века к власти опять пришли китайские императоры из династии Минг, Китай имел обширные морские торговые связи. Предпринимательский дух эпохи Минг достиг высшей точки, когда принц-бунтовщик Чу Ди узурпировал трон в 1402 году.

Чу Ди опирался на верных ему людей. Во время мятежа правой рукой принца был евнух Ченг Хе, которому император впоследствии доверил командование флотом.

Во время первого вояжа Ченг Хе, предпринятого в 1405 году, под его началом находилось около 30 000 моряков, разместившихся на 62 кораблях. Основная цель этого похода заключалась в том, чтобы показать «варварским» народам экономическую и военную мощь Китайской империи.

В некоторых китайских хрониках эпохи Минг говорится: «Корабли, плывущие в Южное море, так же велики, как дома. Когда они распускают паруса, то становятся похожи на большие облака в небе». Что касается размеров галеонов, то в различных исторических источниках упоминается длина 120 метров и ширина 45 - невероятные размеры! Очевидно, это были самые большие из деревянных кораблей, когда-либо построенных на земле. Только самые мощные суда викторианской эпохи достигали таких размеров, однако последние страдали существенным техническим недостатком - корпуса имели очень малую прочность и требовали дополнительных металлических крепежных деталей. Но, судя по описаниям, в китайском судостроении металлические детали не использовались.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАХОДКИ

О китайской морской мощи можно судить по археологическим данным. В 1962 году при раскопках на месте средневековой верфи в Нанкине был найден шпангоут длиной 108 метров, что является ярким доказательством невероятных размеров китайских кораблей.

Самая интересная археологическая находка была сделана в 1973 году во время расчистки и углубления судоходного канала в шести милях от Гуанчжоу, являвшегося важным портом в эпоху Сонг. Тогда в грязи нашли остов корабля, который сейчас находится в Музее морских коммуникаций в Гуанчжоу. Корабль имел длину 34 метра, ширину 9,6 метра и водоизмещение около 375 тонн. Археологи обнаружили около пятисот медных монет, отчеканенных в XIII веке. Самые поздние из них относятся к 1272 году. Очевидно, корабль затонул вскоре после этой даты. Среди остатков кораблекрушения найдено около двух тонн ценного груза: редкие породы дерева, каури - раковины, заменяющие деньги, серая амбра, киноварь, орехи бетеля, перец, черепашьи панцири. По мнению ученых, этот драгоценный груз перевозили из Сомали.

Археологи нашли также съестные припасы: мясо птицы, говядину, свинину, козлятину и рыбу, а также мясо собаки и крысы (возможно, также употребляемое в пищу) и растительные остатки: кокосы, оливки, персики, сливы. К найденным артефактам относятся топоры, деревянные плотницкие инструменты, бронзовые ковши, керамические кувшины для вина и посуда, изумительной красоты вазы цвета морской волны, стеклянные бусы, китайские шахматы. Корабль, найденный в Гуанчжоу, сохранился до ватерлинии, что позволяет изучить особенности конструкции. Это было двухмачтовое судно длиной свыше тридцати метров, с корпусом в форме буквы V, с сосновым килем и прекрасной кедровой обшивкой. Наличие водонепроницаемых переборок согласуется с отчетами Марко Поло, жившего в Китае в период с 1275 по 1292 год, о китайских судах.

Очевидно, корабль представлял собой торговое судно, способное пересечь океан, сравнимое по размерам с самыми большими из известных европейских судов того времени. Китайцы изобрели водонепроницаемые отсеки и рулевое управление, позволяющее судну двигаться в любом желаемом направлении, намного раньше европейцев и в течение столетий обладали сильнейшим в мире морским флотом. Во времена династии Сонг в Китае был изобретен магнитный компас, без которого дальние морские экспедиции были бы невозможны.

ПОДВИГИ АДМИРАЛА-ЕВНУХА

В 1930 году в Фуджианьской провинции была обнаружена каменная стела, на которой вырезаны тексты, описывающие великие деяния Ченг Хе. Его миссия, согласно записям на стеле, состояла в прославлении Китая и сборе дани с «варваров, живущих за морем».

В своем первом путешествии флот Ченг Хе достиг Вьетнама и Калькутты. После возвращения адмирал-евнух приказал соорудить огромные склады для сортировки китайских товаров, предназначавшихся для перевозки в другие страны. В одном из своих вояжей китайские корабли попали в свирепый ураган. Ченг Хе вознес молитву богине, известной под именем Небесной супруги. «Божественный свет» коснулся концов мачт, и шторм чудесным образом прекратился. Командующий флотилией уверовал, что миссия находится под покровительством небес. Насколько можно судить по описанию, «божественный свет» скорее всего представлял собой природный феномен, называемый в Европе огнями святого Эльма.

В четвертой экспедиции, предпринятой в 1413 году, пунктом назначения являлся город Гормуз, расположенный на берегу Персидского залива, где, по слухам, ремесленники умели изготовлять удивительной красоты ювелирные изделия. Ченг Хе намеревался привезти драгоценные украшения императору. Другая часть флота отправилась в королевство Бенгалию (современный Бангладеш). Здесь китайцы пришли в восторг, впервые увидев жирафа, которого один из африканских властелинов подарил правителю Бенгалии. Китайцы убедили бенгальцев преподнести редкого зверя в подарок своему императору. Сокровища из Аравии и Индии прибыли в Нанкин в 1415 году. Самым драгоценным из всех привезенных богатств был признан жираф, поразивший императорский двор. Придворные советники немедленно идентифицировали невиданное доселе животное как легендарного единорога, ассоциировавшегося в китайской философии с миром и процветанием.

После того как китайские купцы получили в Бенгалии информацию о невообразимых богатствах африканских властителей, в уме Ченг Хе созрел план путешествия к берегам Восточной Африки. Высадившись на побережье Сомали, китайцы поразились удивительным драгоценностям, таким, как янтарь, ладан и «слезы дракона». Но даже эти редкости бледнели перед чудовищами, обитавшими на Черном континенте: львами, леопардами, «птицами-верблюдами» (страусами), «небесными лошадьми» (зебрами) и «небесными оленями» (антилопами). Каждой твари по паре китайцы погрузили на борт адмиральского корабля, чтобы доставить ко двору. По прибытии на родину не было такой милости, которой не осыпал бы император любимого подданного, доставившего драгоценные дары. Африканских животных советники признали священными.

ЗАКАТ МОРСКОЙ СЛАВЫ

В 1435 году во время седьмой морской экспедиции постаревший Ченг Хе умер. В хрониках сообщается о том, что могилой для него стало столь любимое им при жизни море. Вскоре морская мощь Китая сошла на нет. Между купцами и императорским двором возник конфликт по поводу контроля над торговлей. Консервативная конфуцианская группировка захватила власть и объявила, что верноподданным гражданам не подобает общаться с «варварскими» нациями, которые по уровню развития стоят гораздо ниже китайцев. Всемогущим царедворцам не нравились растущие богатство и власть сословия купцов. Под влиянием своих советников император запретил строительство кораблей с числом мачт более двух и постановил разрушить все большие корабли. Выход в море на многомачтовых судах считался преступлением. Купцы, нарушившие запрет, подвергались тюремному заключению.

Обновление Большого Канала в 1411 году предлагало более быстрый и безопасный путь для транспортировки зерна и других грузов вместо традиционного пути вдоль побережья. Усилилось речное судоходство, и вместо огромных океанских многопалубных лайнеров с приподнятыми носом и кормой китайцы начали строить небольшие плоскодонные суда для мелководья.

Кроме того, угроза военного вторжения монголов на территорию империи требовала постоянных вложений в армию, так что на поддержание океанских судов и портов средств не хватало. К 1503 году китайский флот сократился в десять раз по сравнению с началом эпохи Минг.

Сейчас остается только гадать, как бы сложилась мировая история, если бы морская политика императорского Китая не изменилась резко в начале XVI века. Теперь же воспоминания о былом величии торгового китайского флота сохранились только в преданиях жителей маленького островка Пат.
наверх