Массовый туризм за рубеж в истории России — явление очень молодое, ему всего около полувека. Как указывает исследователь советского выездного туризма А.Д. Попов, уже в 1950-е гг. жители СССР получили возможность путешествовать за границу, хотя таких счастливчиков было очень немного, особенно поначалу.
На европейском направлении выезжали в основном в страны социалистического содружества: в Болгарию, Польшу, Румынию, Венгрию, Чехословакию, а также и в Германию (прежде всего, конечно, в ГДР, а не в ФРГ). В 1959 г. в Западную Германию выехало всего 164 советских гражданина, тогда как в Восточную — 4 656 граждан. Постепенно туристический поток увеличивался. В 1965 г. в Германию съездили уже более 12 тыс. человек из СССР, в 1988 г. — около 155 тыс. После распада СССР ездить стали в разы больше. В числе советских туристов еще во времена СССР и позднее бывали и ветераны Великой Отечественной войны.Удивительно, но несмотря на память о Второй мировой войне, общение немцев и русских в целом было абсолютно нормальным. «Интурист» в 1979 г. констатировал, что встречи советских туристов с немцами ГДР «проходят всегда в самой теплой сердечной атмосфере, оставляют у советских людей неизгладимые впечатления, способствуют укреплению дружбы между нашими народами». Люди общались на самые типичные темы, знакомились, произносили тосты и выпивали за советско-немецкую дружбу, пели, танцевали на дружеских встречах, смотрели вместе кино.
Часто на такие встречи приходили немцы-коммунисты, владеющие русским языком. Но иногда приходилось и контактировать с менее идеологически подготовленными людьми, случались и конфликты. Так, в некоторых случаях немецкие ветераны, участвовавшие в обслуживании иностранных туристов в ГДР, отказывались работать для русских, так как те демонстративно пели военные песни. Советские ветераны, распевающие «Катюшу» на улицах немецких городов — зрелище, которое даже советские же руководители турпоездок считали вызывающим. Понятно, почему это не нравилось немцам. «Мы приехали туда, где воевали, где убили наших близких. А теперь мы едем по вашим улицам и поем русские песни», — говорили ветераны.
Но в целом, за исключением таких случаев, советские люди удивляли своим дружелюбием. Так, посетивший Берлин в 2018 г. Иван Жучков, в последний раз до этого бывавший там в 1945 г. как авиамеханик, говорит: «любая нация в массе своей состоит из хороших людей». На немцев у него нет обид, винит во всем идеологию фашизма. После войны было немало и случаев примирения советских ветеранов с немецкими. Так, в 2000-е гг., оказавшись в Германии на встрече с немецкими ветеранами, бывший красноармеец Всеволод Федоров узнал среди немцев офицера, едва не убившего его в сражениипод Бердичевым на Украине в 1941 г.
Ветеран рассказал, как это было: когда их стали представлять друг другу, «я понял, что это лицо мне до боли знакомо. Спрашиваю: Рудольф, а на третий день войны на аэродроме в Бердичеве не бывал? Бывал, говорит. Бомбил нас с самолета? Да, все правильно. Так это ты в меня стрелял! Он обнял меня, заплакал». Всеволод Федоров простил немца, в 1941 г. летевшего так низко, что обстрелянные им из пулемета русские хорошо видели его лицо. Ветераны подружились и переписывались много лет, говорили о войне. Потом Рудольф, винивший и себя за ту войну, умер. «Хорошо, что успели простить друг друга», — говорит Федоров.
Постсоветское время дало много таких примеров. Некоторые частные случаи примирения привели к созданию целых организаций. Ветеран войны Виктор Максимов когда-то «понял, что между мной и немецким солдатом разницы никакой. Каждый защищал свой народ. Власть дала оружие и сказала, что надо убивать, это мы и делали». В 1992 г. Максимов познакомился с немецкими ветеранами в Дрездене, и с их помощью создал там Общество помощи ветеранам войны в России. Немцы собирали и отправляли в Россию гуманитарную помощь для госпиталей ветеранов Екатеринбурга и Челябинска. Максимов даже завещал похоронить его на кладбище немецких военнопленных на Урале.
Полвека потребовалось на то, чтобы бывшие враги примирились. Это должно было случиться раньше, если бы советский туризм давал для этого больше возможностей, и большее число ветеранов могло бы посетить Германию и бесконтрольно, естественно и по-человечески пообщаться с бывшими противниками. Такие встречи для обеих сторон всегда были удивительным, полезным и жизнеутверждающим событием
Свежие комментарии