Древнейший на планете деревянный истукан — Шигирский идол — до сих пор является источником научных сенсаций. Что зашифровано в его орнаменте — ключ к тайнам мироздания или свидетельство существования неизвестной цивилизации?
Из просторной болотистой луговины божество извлекали буквально по частям.
Объёмная голова, плоский нос, верхняя половина туловища были подняты на поверхность с четырёхметровой глубины торфяника. Плохо сохранившиеся "останки" скребками освободили от торфа, и из-под слоя грязи отчётливо проступили человеческие черты. Именно торф стал консервантом, который помог Шигирскому идолу сохранить свой облик.
Девять тысяч лет — таков возраст этого уникального экспоната, который находится теперь в Свердловском областном краеведческом музее. Трудно представить, что дерево могло сохраняться в болоте столько времени. Однако в 1997 году в Геологическом институте РАН и в Институте истории материальной культуры РАН идол был датирован эпохой мезолита: 8680 лет (плюс-минус 140 лет) тому назад.
С фактами не поспоришь: метод радиоуглеродного датирования работает с точностью швейцарских часов. В таком случае, полусгнивший истукан из уральских болот может оказаться всего на два-три тысячелетия моложе Атлантиды. Но вот вопрос, который не имеет ответа: как могли на нём появиться надписи — ведь письменность возникла на три с лишним тысячелетия позже?
Чудо антропоморфное
Своё второе рождение истукан обрёл в 1890 году, когда золотодобытчики с Курьинского прииска вместо россыпного золота обнаружили в своих ситах костяные и бронзовые предметы. Сразу же после этого события на прииск прибыли археологи и приступили к раскопкам. Так начался новый земной путь уральского идола.
"Он изготовлен из цельного бревна сибирской лиственницы, — рассказывает старший научный сотрудник Свердловского областного краеведческого музея Светлана Бузунова, — из фрагментов, которые попали в руки учёным, была составлена реконструкция деревянного истукана. Её выполнил один из первых уральских археологов Владимир Толмачёв в 1914 году".
За своё почти столетнее пребывание в музее божок заметно уменьшился в росте. Дело в том, что в начале двадцатого века он был вполне рослым — 5,3 метра. В годы Великой Отечественной войны по неизвестным причинам нижняя половина "туловища" была утрачена. Сегодня высота фигуры составляет только три с половиной метра.
Научный коллектив относится к сохранности шигирского чуда со страстью идолопоклонников. Деревянную скульптуру погрузили в стеклянный саркофаг и предоставили ей отдельный экспозиционный зал. Чтобы истукан простоял ещё не одну тысячу лет, витрину запаяли и заполнили инертным газом. Беспокойство сотрудников музея вполне оправданно. Шигирский истукан уже давно перестал быть предметом провинциальной гордости уральских учёных. Это тот самый случай, когда возраст имеет значение, причём мировое. Уникальная древность даже спустя сто лет пребывания в музейной витрине остаётся одним из авторитетных ньюсмейкеров в научном сообществе.
Последний раз истукан всколыхнул научные умы в начале этого лета — Свердловский областной краеведческий музей стал местом паломничества специалистов из Москвы и Парижа. Археологи приехали, чтобы увидеть седьмой лик, изображённый на древнем деревянном идоле. До недавнего времени предполагалось, что в орнаментном изображении просматривается всего шесть образов.
"Туловище, или, как мы его называем, тулово, идола со всех четырёх сторон покрыто резным геометрическим орнаментом, — рассказывает хранитель коллекции, сотрудник музея Светлана Савченко, — помимо орнамента на широких плоскостях имеются изображения антропоморфных (человеческих) личин. Техника изготовления изображений также одинакова — глазницы глубоко вырублены, с боков намечена линия носа, конец которого показан широким вертикальным срезом. Все три личины сделаны одним и тем же инструментом".
Один из первых исследователей, археолог Толмачёв, составил зарисовки следов обработки дерева. Любопытно, что современные специалисты во время монтажа истукана заметили ряд несоответствий между зарисовками и реальным орнаментом идола. Так, на рисунке не были отмечены глубокие нарезки на щеках. Уже через неделю тщательного исследования, учёные, к своему удивлению, обнаружили ещё один лик — седьмой.
Семь фигур на передней части тулова распределены по всей длине снизу вверх, а на оборотной плоскости — только что выявленное седьмое расположено на одном уровне с фигурой лицевой стороны. Все изображения сугубо индивидуальны. Часть из них является антропоморфными рисунками, выполненными в "скелетном" стиле. Внутри очертания обозначено два коротких отрезка — "пятна", что характерно для древних уральских изображений. Такой приём часто встречается, например, на рисунках писаниц. По мнению учёных, пятна могли обозначать либо внутренние органы существ, либо душу.
Очевидно, что элементы геометрического орнамента идола имели определённый смысл. "Истукан олицетворяет сразу несколько духов, — считает Светлана Савченко, — в нём закодирована история этих людей, строение окружающего их мира и ещё многое, о чём мы можем лишь догадываться. Любопытно, что такого рода скульптуры обычно вкапывались в землю. Но Шигирский по всем признакам просто стоял, к чему-то прислонённый, либо был приколочен".
Эта деталь до сих пор непонятна исследователям. Кроме того, специалисты затрудняются интерпретировать знаки Шигирского идола. По данным этнографов, прямая линия могла обозначать землю, горизонт, границу между землёй и небом, водой и небом, границу между мирами. Волнистая линия или зигзаг символизировали водную стихию, змею, ящерицу. Кроме того, зигзаг сигнализировал об опасности. Крест, ромб, квадрат, круг изображали огонь или солнце.
Лунная версия
"Среди изображений Большого Шигирского идола выделяются семь отдельных персонажей: верхнее двустороннее изображение с объёмной головой и шесть фигур, расположенных на плоскостях тулова, — рассказывает Савченко, — эти персонажи не поддаются однозначной трактовке. Если это изображения духов, населявших, по представлениям древнего человека, окружающий его мир, то вертикальная "поэтажная" постановка фигур, вероятно, говорит об иерархии представленных образов. Размещение изображений на передней и задней плоскостях идола, возможно, указывает на их принадлежность к разным мирам".
А то, что всего образов — семь, натолкнуло учёных на мысль: орнамент Шигирского идола, возможно, ни что иное, как лунный календарь. Цифра семь считается одной из самых таинственных. Древние шумеры придавали ей громадное значение. Не секрет, что каждая из четырёх фаз луны делится на семь дней, и именно лунные циклы легли в основу древнешумерского календаря. Очень похоже, что шигирское божество с семью найденными образами в первую очередь олицетворяло Луну.
Правда, тут есть нюанс: древние люди часто отождествляли с Луной женские божества. А принадлежность уральского истукана к слабому полу до сих пор не доказана. Хотя в этот исторический период люди молились в основном женским божествам. Например, в Египте — Исиде, которая впоследствии стала одной из наиболее значимых и почитаемых богинь в Средиземноморье. Этой богине пришлось воссоздать тело своего мужа Осириса, который был жестоко убит, а его тело расчленено на 14 частей. Исида путешествовала по всему миру, чтобы найти останки своего мужа. В этой истории содержится аналогия с постепенным увеличением размера Луны за 14 дней от новолуния до полнолуния. Одним словом, чтобы подтвердить лунную или календарную версию, необходимо точно установить, какого рода уральский идол — женского или мужского.
Мара Шигирская
Впрочем, существуют и другие версии. Любопытное исследование Шигирского идола провел доктор философских наук, профессор Валерий Чудинов. Изучив орнамент, он сделал вывод, что это богиня болезней и смерти Мара.
Идолопоклонство было особенно характерно для Урала — об этом свидетельствуют многочисленные этнографические материалы. "Боги живут в волокнах лиственницы, — передавали из уст в уста жители Урала, — и являются хранителями человеческих душ". Надо покормить своих предков — к идолу несут съестные припасы, надо сделать подарок — кладут у его подножия самое ценное украшение или наконечник стрелы.
Так с кем же отождествляли предки шигирского истукана?
"При беглом осмотре лица скульптуры в глаза бросалась большая буква Р, отчего первой мыслью было чтение надписи как "род", причём такой знак можно было увидеть в нескольких местах, — рассказывает Чудинов. — Однако у бога Рода обычно смоделированы усы и клиновидная бородка, чего мы в данном случае не наблюдаем. Иными словами, никаких следов растительности на лице не видно, что заставляет предположить, что перед нами не мужское, а женское лицо, то есть вместо бога изображена богиня. При этом выражение лица — скорбное. Тогда у меня родилось предположение, что это ни кто иной, как богиня болезней и смерти Мара. Однако, разумеется, данное предположение следует проверить чтением надписей".
Учёный увеличил зарисованное Толмачёвым изображение идола. И действительно: на компьютерном мониторе помимо буквы "Р" отчетливо проступили слова!
"Слово "Мара" можно прочитать сразу в нескольких местах, — продолжает профессор, — любопытно, что самая интересная надпись находится на фронтальном изображении, на левой щеке уральского божка. Там можно прочитать слова "бог загробного народа".
Хотя данная надпись вполне понятна, она пока не была ни разу встречена на ликах Мары. По сути дела, она характеризует ещё неизвестную функцию богини Мары — функцию охраны "загробного народа". По мнению Чудинова, деревянная скульптура стояла на болоте, и её должны были видеть издалека. Болото, которое позже стало торфяником, в таком случае понималось как царство мёртвых.
Помимо имени божества профессор нашёл на теле истукана и другие слова. "Слева под глазом читается слово "рая". То есть Мара являлась богиней рая. Слово "бог" читается справа как изображение глаза. Самая интересная надпись находится слева внизу, как бы очерчивая нижнюю челюсть: "тонкие миры Мары". Трудно себе представить, что выражение экстрасенсов было известно ещё в античности и могло быть написано на лике Мары.
На другом фрагменте учёный прочитал слова: "У Маре таятся несметная воинов рати". Что касается содержания данного отрывка, то он подаётся как некая реклама загробного мира: там никто не может обидеть, поскольку в раю находятся несметные рати павших воинов.
По мнению Чудинова, статуэтка — это центральная фигура славянского святилища богини Мары. Здесь совершали похоронные обряды и приносили жертвы богам потусторонних миров, чтобы взамен получить благосклонное отношение для умершего в загробной жизни. К тому же суть задабривания Мары состояла в том, чтобы не болеть и оттянуть на возможно больший срок "визит к Маре", то есть срок своей смерти.
Судя по всему, без малого девять тысяч лет назад на уральской земле жили люди с довольно высоким уровнем культуры, владевшие инструментами и технологиями обработки природных материалов и к тому же применявшие астрологические знания на практике. Сколь сверхрациональным ни считало бы себя наше научное сообщество, на свете есть огромное количество людей, которые верят в существование вещей, необъяснимых с точки зрения опыта. Поэтому, кто знает, может быть, Шигирский идол в будущем сделает переворот в вопросах естествознания?
Дмитрий Сурин
http://www.itogi.ru/archive/2007/33/17290.html" target="_blank" rel="nofollow">www.itogi.ru
Мнения
С точностью до каменного века
Надписи, сделанные на идоле, вызывают сомнения в возрасте фигуры: быть может, истукан не столь стар, как это было определено анализом?
Станислав Григорьев, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН, говорит: "Как это ни странно, но археология — точная наука. Однако в методе радиоуглеродного датирования есть факторы, которые оказывают на археологический памятник "омолаживающий" эффект. На Урале это, как правило, лесные пожары, а также гранит, имеющий естественный радиационный фон, который отражается на точности анализа. На мой взгляд, Шигирский идол принадлежит к каменному веку, но к какому периоду, сказать сложно".
Ирина Аржанцева, научный сотрудник Института этнографии и антропологии РАН, считает: "В методе радиоуглеродного датирования существует много проблем. Очень часто получается так, что мы видим большой разрыв по датам в археологическом материале, то есть на месте одного раскопа один материал плавно переходит в другой. А когда после применения метода материалы, датированные каменным веком, перескакивают через несколько столетий, это рождает сомнения в точности датирования".
© NewFresh-info 2009 — 2012
Свежие комментарии