Представители мистики всех времён и народов, всех вероисповеданий и направлений в совершенно одинаковых выражениях заявляют о полной невозможности передать смысл мистики как таковой. Это и необъяснимый психологический факт, и намёк на нечто необычайное, и "благородное молчание" буддистов. Если так понимать мистику — то и музыка тоже есть понятие почти мистическое.
Этой стороны её в разговоре о великом музыканте и коснёмся сегодня.
Черный человек Моцарта — понятие тоже из разряда мистических: никто его не видел, кроме самого музыканта. И потому в вопросе, кто это или что — мистика или болезненные фантазии воспалённого ума, можно сегодня лишь рассуждать, причём с одинаковой степени достоверности в любую сторону: у сторонников той и другой версии немало аргументов и доказательств. Одно вне сомнений — это светлая жизнерадостная музыка композитора….
Кому дано воплотить разум в звуки?
Для начала разговора об этой мало известной стороне творчества Моцарта обратим внимание на оригинальный психологический тест, который рассмотрим сегодня с точки зрения нашего восприятия музыки. Посмотрите чуть ниже и ответьте на вопрос, в какую сторону вращается балерина (быть может, под весёлую мелодию великого австрийского композитора).
Для одних она вращается по часовой стрелке, для других — в другую сторону. Принято считать, что если балерина крутится по часовой стрелке — у Вас в большей степени развито правое полушарие, если вращается против часовой стрелки, то — левое полушарие.
Левое полушарие мозга, как известно, отвечает за рациональное, аналитическое, логическое мышление, которое оперирует цифрами, словами и, в том числе, — нотами. Ритм музыки воспринимается именно левым полушарием. А вот правое полушарие головного мозга в большей степени имеет отношение к нашим переживаниям (чувствам), чем к разумному пониманию чего-то. Правое полушарие ответственно за чувственное восприятие мира. Мелодичность и красоту музыки мы воспринимаем именно правым полушарием.
Попробуйте в данном тесте с балериной прищурить глаза или отвести чуть взгляд и мысленно заставить её в своем воображении кружить в другую сторону. Если усилием воли Вы можете заставить её кружить то влево, то вправо, то в таком случае у вас явно повышенный IQ, раз вы можете задействовать в равной степени нервные клетки обеих половин мозга. Именно такими, уверяют психологи, и рождаются будущие музыкальные гении. Однако не отчаивайтесь, если этого осуществить не удалось.
Известные американцы Ян В. Брюэль и Джордж В. Олби представили доказательства, что человек, в принципе, может жить и здравствовать и с одной половиной мозга. И даже проявлять высокие интеллектуальные способности. Нервных клеток в нашем организме — с таким избытком, что для нормальной жизни их вполне хватает.
Вот только человеку «без правого полушария» уже никогда не стать скульптором, поскольку отвечает оно за восприятие объёмного изображения, и не стать композитором тому, у кого не развито левое полушарие мозга, поскольку не сможет он в должной мере овладеть нотной грамотой. К данному тесту мы ещё вернемся в нашем разговоре о Моцарте, а сейчас об одном из самых таинственных случаев в его жизни.
Чёрный человек Моцарта
Однажды вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый в тёмные одежды, и сказал, что желает сделать музыкальный заказ. Состоятельные вельможи и даже короли часто обращались к известным музыкантам с предложением сочинить музыку для их собственного оркестра, капеллы, домашнего или придворного театра... Удивило Моцарта то, что неизвестный не назвал ни своё имя, ни имени заказчика, а также ещё в том, что заказ был не совсем обычный. Незнакомец заказал траурную музыку, в то время как Моцарт слыл на весь мир своими жизнелюбивыми, искрящимися светом и радостью сочинениями. "Чёрный человек" безмолвно отсчитал крупную сумму, которую растерянный Моцарт запросил в качестве задатка, и удалился.
Это событие взбудоражило музыканта. Вот как писал Моцарт в письме к своему другу:
«В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает, он требует работы. Чувствую — мое состояние подсказывает — мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предначертанного судьбой, измерить дни своей жизни»...
И уже 12 декабря 1791 года берлинский «Музыкальный еженедельник» сообщал о кончине Моцарта.
А между тем, тайна «черного человека», доставившего столько волнений великому композитору, раскрывалась просто. Оказывается, к Моцарту в тот злопамятный вечер приходил всего-навсего слуга графа Вальзегг Штуппах. Этот богатый господин был большим меломаном и буквально жаждал прославиться как сочинитель. Он и раньше покупал у разных композиторов небольшие произведения и, собственноручно переписывая их, выдавал за свои собственные. У графа случилось горе: умерла жена, и, потрясённый несчастьем, он решил увековечить её память реквиемом «собственного сочинения», для чего и заказал реквием втайне.
Заплатив деньги, граф полагал, что теперь сочинение Моцарта станет его собственностью. Однако смерть композитора испортила его планы. Моцарт задумал в "Реквиеме" 12 частей, но не закончил и седьмую часть "Лакримозу" — печальную, слезливую, как она звучит в переводе. Закончил "Реквием" после смерти своего учителя Зюсмайер, и несостоявшаяся мистификация потянула за собой другую — об отравлении Моцарта.
Слухи эти росли как снежный ком. Многие ссылались даже на признания самого Сальери. Вот как об этом факте писали газеты. «Антонио Сальери, первый капельмейстер Императорского двора, признался в том, что отравил Моцарта». Или другая газета: «После исповеди и признания священнику разум Сальери помутился, и он пытался перерезать себе горло»… Понятно, что письменного признания Сальери, которое, якобы, хранилась в венском церковном архиве, так и не нашлась. Но с другой стороны, свидетельство о смерти Моцарта не содержало диагноза заболевания, анатомическое вскрытие не производилось, смерть композитора была окружена странностями, и вопрос об отравлении надолго повис в воздухе — так было ли оно на самом деле или нет?
Вот рассказ Констанции, жены Моцарта о том ужине, на котором, якобы, и произошло отравление. «Сальери приготовил ужин сам, но почти ни к одному блюду не прикоснулся, а только уговаривал Моцарта всего отведать. Сразу по возвращению домой Вольфгангу стало плохо: закружилась голова, началась рвота, рези в желудке, продолжавшиеся всю ночь. За завтраком началась опять рвота с потерей сознания». Моцарт, по словам его жены, и сам был убеждён в том, что его отравили… В любом случае, через три недели после этого ужина, когда за окном была полночь, Моцарт (так рассказывают очевидцы) «приподнялся, оглядел последним взглядом комнату, будто кого-то искал, повернулся лицом к стене и затих. На его постели лежал незаконченный "Реквием"…
Так был ли мальчик?
Странный внешний вид тела покойного, распространенные массивные отеки, таинственность похорон композитора и явились одним из источников слухов об отравлении Моцарта. (Тезис «отравления» был положен в основу трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»). Уж слишком много вопросов оставалось, действительно, открытыми. К примеру, почему никто не провожал Моцарта в последний путь?
Сначала существовала версия, что была снежная буря, но ее опровергли — по данным венских архивов, было тепло и без осадков. На похоронах не присутствовала даже вдова Моцарта: говорили, ее не пустили на похороны (или она сама отказалась) из–за своего болезненного состояния. Хоронили Моцарта в общей могиле, затерянной во времени. Но и тут свое объяснение: поскольку предполагали, что мог умереть маэстро в том числе и от чумы, гулявшей по Европе, и в таком случае всякие предосторожности были вполне в духе времени.
В 1966 г. вышла книга Бэра «Моцарт. Болезнь — смерть — погребение», где автор считает причиной смерти Моцарта «острый ревматизм» с опуханием суставов и «сердечной слабостью». Однако тайна, связанная с кончиной Моцарта, продолжает оставаться вроде как нераскрытой. Хотя никаких доказательств как не было, так и нет: сколько врачей его осматривало — столько было и диагнозов. А слухи — знает их история немало, порой опережают они славу великого музыканта. Вот пример с погребением великого Паганини, а точнее — с его НЕ погребением.
Чёрная кошка Паганини
Никколо Паганини, которого при жизни преследовала молва о том, что он продал душу дьяволу в обмен на изумительный дар виртуоза, умер в Ницце в мае 1840 года без исповеди и соборования. Без отпевания погребение было невозможно. Тело повезли на родину Паганини, в Геную, но и здешний губернатор запретил похороны. Гроб перевозили с места на место, погребение всё затягивалось.
А уже рождались слухи, что по ночам вокруг гроба (набальзамированное тело Паганини поместили в морг госпиталя для прокаженных) великого скрипача пляшут черти, а скрипка его сама собой играет жуткую музыку. Как будто великий Паганини и после смерти продолжал оставаться бродячим музыкантом, и лишь в 1929 году он обрел покой на генуэзском кладбище.
Вспомним еще, что основатель космоплавания К. Циолковский до своих великих научных открытий жил в местечке под названием Байконур — том самом, откуда полетят потом первые космические корабли. А крупнейший пассажирский теплоход Коста Конкордиа — по величине второй Титаник, затонет спустя 100 лет после гибели этого самого Титаника, и случится это в пятницу 13 числа.
Кстати, Паганини, обвиненный в чертовщине, родился на улочке с названием Чёрная кошка. Сколько еще таких историй можно привести. Но вернемся к разговору о светлой музыке Моцарта. А точнее, о тех ее сторонах, которые невольно выходят в нашем сознании за рамки привычного и вклиниваются в такую область знания, которую принято называть таинственной и мистической.
«Партийная» музыка Моцарта
Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного интереса к духовно-мистическим учениям. Интерес к эзотерическим учениям древности не обошел стороной и Моцарта. 14 декабря 1784 года он вступил в Масонский орден, а к 1785 году уже был инициирован в степень Мастера-Масона. Кстати, его вступление в данный союз не было из разряда чего-то неординарного. «Однопартийцем» Моцарта был Иозеф Гайдн и чуть позже вступит в братство отец композитора — Леопольд Моцарт.
Для Моцарта, возможно, это был путь к дополнительному заработку: став Мастером-Масоном, Моцарт создавал музыку, предназначенную для масонских обрядов. Хотя, по литературным источникам, Моцарт был вроде как даже «страстным, убеждённым масоном», совсем не таким как Гайдн, который им только числился, и ни разу не участвовал в деятельности ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же оставил нам ряд значительных произведений, написанных им специально для масонских обрядов и торжеств.
Среди «масонских» работ Моцарта преобладают вокальные произведения: небольшие хоровые песни и кантаты. Среди них такие сочинения, как: «Погребальная масонская музыка» (Maurerische Trauer-musik, c-mol), Адажио ор.410 для ансамбля духовых инструментов — музыка для сопровождения ритуальных масонских процессий; Адажио ор.411 для 2-х кларнетов и 3-х валторн — для вступления в ложу братьев ложи. И это, конечно, далеко не полный список. Считается, что наиболее насыщенной идеями и символами масонства стала опера «Волшебная флейта» (1791), либретто к которой написал масон Эммануэль Шиканедер (который, кстати, и давал Моцарту рекомендацию для вступления в «братство каменщиков»).
Однако оставим в стороне «партийные» заботы композитора. С какой бы целью и по какому поводу не создавалась бы музыка, на ней — отпечаток великого таланта композитора. И в следующем выпуске продолжим разговор именно об этом.
Свежие комментарии