На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

Что означали "имена" советских автомобилей

   Про длинные названия советских автомобилей раньше шутили: мол, что это за цифры после аббревиатуры завода, номер телефона директора или цена? Действительно, ВАЗ-2101-94 или РАФ-2203-01 кого угодно введут в ступор индексами, которые кажутся просто набором цифр. На самом деле во всем этом была своя строгая логика.

                                   Как было раньше

   Как рассказывает И. С. Антонов в своей книге «Краткая история автомобилестроения», до Великой Отечественной войны никакой системы в названиях моделей советского автопрома не существовало. Каждый автозавод, начинавший серийный выпуск транспортного средства, давал ему порядковый номер и иногда какую-то букву в качестве дополнительного индекса. Так, перед войной в стране появилось огромное множество «единичек»: ГАЗ-М1, НАМИ-1, ЯТБ-1, ЯС-1. Стало очевидно, что в скором времени дороги страны заполонят «копейки», «двушки» и «тройки» разных заводов-производителей.

   Но решить проблему до войны не удалось, и вспомнили о ней только в 1945 году. Была принята единая система классификации (ЕСК) транспортных средств. Согласно ей, каждому автопроизводителю был выделен цифровой диапазон, в котором он и мог выбирать индексы для моделей. Причем, чем крупнее был завод, тем больше цифр ему досталось. Так, например, для ГАЗа — с 1 до 99, для ЗиЛа — с 100 до 199, а для «Москвича» поменьше — с 400 до 449. Еще меньше доставалось совсем небольшим заводам: АРТ (Тарту) — 940-949, а ЛАЗ — с 695 по 699.

   Поначалу казалось, что проблема действительно решена, но порядка все равно не получилось. Производители давали моделям внутризаводские обозначения в доступном цифровом диапазоне и оставляли их же для автомобилей, пошедших в серию. При этом в массовое производство запускалось далеко не всё. Так, за ГАЗ-12 следовал ГАЗ-21, а за ним — ГАЗ-66. Ещё сложнее было с моделями, которые разрабатывались на одном заводе, а их серийное производство осуществлялось на другом. К тому же индексы не давали никакого представления о технических характеристиках авто. Назревала новая реформа.

                   Отраслевой норматив 1966 года

   Если вы учились на права в СССР или в первое постсоветское десятилетие - то наверняка ещё помните эту четырёхзначную систему индексов, каждая цифра которой имела свое значение. Эта система подробно описана в документе «ОСТ 37.001.269-96. Транспортные средства. Маркировка». 

   Первая цифра в индексе обозначала класс транспортного средства в своей категории. Для легковушек он определялся объёмом двигателя, для грузовых машин — полной массой, а для автобусов — габаритными размерами. Существуют специальные таблицы, помогающие в этом разобраться. Что касается последних двух цифр, то это был порядковый номер модели — внутризаводской или серийный.

   В любом случае, теперь разобраться с техническими параметрами автомобиля не представляло сложностей, даже если вы никогда не видели его. Например, ВАЗ-2101 — это легковушка с двигателем 1200—1800 см3, ставшая первой серийной моделью Тольяттинского автозавода.

https://cyrillitsa.ru/history/...

Картина дня

наверх