20-летняя Роза Шанина за первый месяц своей службы уничтожила 17 фашистов. О ней восторженно писала западная и советская пресса, называя её не иначе как "грозой фашистов". К моменту гибели счет убитых ею немцев приближался к шестидесяти.
Роза поступила в училище. Когда перед войной обучение стало платным, Роза устроилась работать воспитателем в вечернюю группу детского сада. Во время бомбардировок Архангельска, Роза в отрядах добровольцев тушила пожары и несла вахту.
Через 2 дня после своего 20-летия, 5 апреля 1944 года Роза вступила в бой. Первый же выстрел отличницы снайперской школы оказался результативным. Через месяц на счету Розы было уже 17 убитых фашистов. Её "коронкой" был двойной выстрел на одном дыхании, или, как его называли, дуплет. Командиры отзывались о Розе как о первом снайпере дивизии.
22 сентября 1944 года Розе Шаниной был также присвоен Орден Славы 2-ой степени. Опять же, снайперша стала первой девушкой, получившей такую награду сразу 2 и 3 степеней. Также, буквально за месяц до своей смерти Шанину наградили медалью «За отвагу».
Сама Роза была уверена, что слава ей достается незаслуженно. В своем дневнике, который она вела вопреки запрету, было записано: «Я сижу и размышляю о своей славе. Меня зовут лучшим снайпером в газете «Уничтожим врага», а «Огонек» поместил мой портрет на первую страницу. Это странно даже представить, как те, кого я знаю, смотрят на эту иллюстрацию… Я знаю, что так мало делала до сих пор…».
Роза даже дважды писала письмо Сталину, а потом попросила разрешения обратиться к командующему. Уже на следующий день она была в штабе армии и добилась приема у генерала Николая Крылова. И генерал не смог отказать.
Роза Шанина ходила в разведку, часто совершала "самоволки" на передовую. Однажды ей даже удалось взять в плен трех немцев. В своем дневнике она писала: "Оружие у них отобрала. Подвела к деревне: в руке винтовка, за поясом гранаты и финка — ну как настоящий вояка".
28 декабря 1944 года Роза была ранена на передовой. Сама она оценила свое ранение как "две маленькие дырочки", но госпитализация все же была необходима. Интересно, что в своем дневнике Роза писала, что видела вещий сон, в котором была ранена в то же место, что и в жизни.
Несмотря на грозный образ, сложившийся о Розе на фронте (союзные газеты называли её "Невидимый ужас Восточной Пруссии"), ничто человеческое ей было не чуждо. Её дневники сохранили трогательные переживания. 10 октября 1944 года она писала: "На сердце тяжело, мне 20 лет, а нет близкого друга, почему? И ребят полно, но сердце никому не верит", 18 ноября: "Одинокой быть тяжело. Хочется иметь рядом близкого человека, хорошего друга".
Согласно последнему наградному листу от декабря 1944 года, на снайперском счету Розы Шаниной числились 59 убитых солдат и офицеров противника.
Алексей Рудевич
Свежие комментарии