На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Олег Аникиенко
    Дело в том, что Н.Морозов (этот стойкий солдатик) никогда не был астрологом и не знал астрологии. Статья ваша попсова...Астролог Николай ...
  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...

Как строили первую очередь Московского метрополитена

Пишет Александр Попов aka Russos: «Несколько лет назад ко мне в руки попала пачка старых фотографий из редакции газеты «Метростроевец». Они были отсканированы и надолго похоронены на жестком диске. Теперь я вам их покажу. Десяток фотографий были подписаны с обратной стороны. Еще на некоторых можно угадать, какой объект на них изображен или чем заняты метростроевцы.

А на некоторых невозможно определить, где низ, а где верх. Но к каждой я постараюсь дать хоть какой-нибудь комментарий».

metroconstruction14 800x533 Как строили первую очередь Московского метрополитена

На вопрос «Где это снято?» однозначно можно ответить на подписанных фото, где указано место.

Шахта №18 (Станция «Чистые пруды», тогда — «Кировская»).

А.Г. Танкелевич, начальник шахты №18-18-бис: «Под землей, на глубине 40 метров, в тяжелейших геологических условиях надо было в течение года построить огромный трехсводчатый дворец с большими залами, просторными вестибюлями, широкими коридорами. Для этой постройки надо было применить новые, доселе неизвестные методы, на ходу овладевать незнакомой техникой. Надо было проделать огромную работу по выемке грунта, уложить десятки тысяч кубометров бетона. Это была почетная задача, и разрешить ее было очень интересно. Работы было много».

Шахта №20 (перегон «Чистые пруды» — «Красные Ворота»). Примечательна тем, что была пройдена методом искусственной заморозки. Это была генеральная репетиция перед проходкой наклонного хода с заморозкой.

П.П. Ротерт, начальник Метростроя: «Предлагались различные методы проходки этих наклонных шахт. Их можно было пройти с помощью сжатого воздуха. Однако, учитывая, что они проходят под улицами с большим движением, отчасти под домами, мы считали, что при выполнении работ под сжатым воздухом в таких условиях требуется иметь полную гарантию, что не будет какого-либо перерыва в подаче электроэнергии, так как в этом случае могла бы произойти крупная авария. Не желая идти на риск, мы решили применить для выполнения этой работы метод замораживания с помощью наклонных скважин. Этот метод предварительно был проверен на шахте №20, которую мы проходили специально таким способом с тем, чтобы подготовиться для выполнения более серьезной задачи по проходке наклонных шахт».

Где сняты остальные кадры — можно только догадываться, но с большой долей вероятности они могли быть сделаны там же.

metroconstruction01 Как строили первую очередь Московского метрополитена

1. Затопленный ствол. Могу предположить, что это шахта №20 («— Товарищи… Двадцатую шахту затопило… Энергии нет, насосы не работают. Вода стремительно прибывала. 20-я проходилась забивным металлическим шпунтом, и вода шла по нему с большой быстротой и силой».), но по факту мы видим затопленный ствол с уходящей вниз лестницей.

metroconstruction02 Как строили первую очередь Московского метрополитена

2. Кессонные аппараты. На заднем плане здание с табличкой: «Парикмахерская №3. *-* треста сокольнического района».

metroconstruction03 Как строили первую очередь Московского метрополитена

3. Там же. На переднем плане можно угадать воротник шахты.

metroconstruction04 Как строили первую очередь Московского метрополитена

4. Ну да, это шахта. Рабочие возятся с кессонным аппаратом.

metroconstruction05 Как строили первую очередь Московского метрополитена

5. Судя по пару и металлическому шпунту, это копер для его забивания.

metroconstruction06 Как строили первую очередь Московского метрополитена

6.

metroconstruction07 Как строили первую очередь Московского метрополитена

7.

metroconstruction08 Как строили первую очередь Московского метрополитена

8. Окаменелость.

metroconstruction09 Как строили первую очередь Московского метрополитена

9. Какие-то работы в стволе. По нынешним меркам ТБ, конечно, аховая — у рабочих отсутствовали даже каски. Но для тех времен это считалось вполне приемлемо.

metroconstruction10 Как строили первую очередь Московского метрополитена

10. Кажется, опять забивание шпунта. Напомню, что технологий проходки стволов существовало тогда очень много. В том числе и забивание шпунтом по контуру, и выемка грунта.

metroconstruction11 Как строили первую очередь Московского метрополитена

11. Вагонетка в клети наверху копра. На улице, судя по сосулькам, холодно.

metroconstruction12 Как строили первую очередь Московского метрополитена

12.

metroconstruction13 Как строили первую очередь Московского метрополитена

13.

metroconstruction14 Как строили первую очередь Московского метрополитена

14. В забое штольни.

metroconstruction15 Как строили первую очередь Московского метрополитена

15. Штольня.

metroconstruction16 Как строили первую очередь Московского метрополитена

16. Судя по кружалам на переднем плане, это подготовка калотты к бетонированию.

metroconstruction17 Как строили первую очередь Московского метрополитена

17.

metroconstruction18 Как строили первую очередь Московского метрополитена

18.

metroconstruction19 Как строили первую очередь Московского метрополитена

19. Деталь кессона.

metroconstruction20 Как строили первую очередь Московского метрополитена

20.

metroconstruction21 Как строили первую очередь Московского метрополитена

21. Старый фотошоп. Видимо, монтаж для верстки.

metroconstruction22 Как строили первую очередь Московского метрополитена

22. Из фото вырезали нужное, накладывали на белую бумагу и переснимали снова.

metroconstruction23 Как строили первую очередь Московского метрополитена

23. Кессонные аппараты, установленные в шахте.

metroconstruction24 Как строили первую очередь Московского метрополитена

24. Еще одна окаменелость.

metroconstruction25 Как строили первую очередь Московского метрополитена

25. В стволе. Слева — большой резервуар (скорее всего, для сжатого воздуха), справа — какой-то насос. Может быть, водоотлив.

metroconstruction26 Как строили первую очередь Московского метрополитена

26. Компрессор. Американский. На нем написано: «CHICAGO PNEUMATIC TOOL»

metroconstruction27 Как строили первую очередь Московского метрополитена

27. Замок свода. Что самое интересное, сделан он из камня, а не из монолитного бетона.

metroconstruction28 Как строили первую очередь Московского метрополитена

28. Домкрат с бревном.

metroconstruction29 Как строили первую очередь Московского метрополитена

29. Вынутая порода?

metroconstruction30 Как строили первую очередь Московского метрополитена

30. Непонятно, где тут верх, и для чего предназначена эта конструкция. Какие-то забитые клинья в металлические трубки.

metroconstruction31 Как строили первую очередь Московского метрополитена

31.

metroconstruction32 Как строили первую очередь Московского метрополитена

32. Кажется, что это уже раскрытая калотта, но еще не забетонированная.

metroconstruction33 Как строили первую очередь Московского метрополитена

33. Радиатор?

metroconstruction34 Как строили первую очередь Московского метрополитена

34. Шахта на улице. Ну, знатоки, опознаете улицу?

metroconstruction35 Как строили первую очередь Московского метрополитена

35. Водопонижение?

metroconstruction36 Как строили первую очередь Московского метрополитена

36. Какие-то радиаторы.

metroconstruction37 Как строили первую очередь Московского метрополитена

37.

metroconstruction38 Как строили первую очередь Московского метрополитена

38. Ствол шахты. Обратите внимание на трещину в бетоне, отмеченную стрелками.

metroconstruction39 Как строили первую очередь Московского метрополитена

39. Судя по всему, это бетонирование перемычки в стволе между зонами высокого и обычного давления. Наверх торчит труба кессона. Сам аппарат, где происходит компрессия и декомпрессия, будет находиться сверху. Помните те большие бочки с фото №4?

metroconstruction40 Как строили первую очередь Московского метрополитена

40. Расстрелы повело. Вернее, их сдавливает горным давлением.

metroconstruction41 Как строили первую очередь Московского метрополитена

41. За расстрелом стоит человек. Обратите внимание на масштаб.

metroconstruction42 Как строили первую очередь Московского метрополитена

42.

metroconstruction43 Как строили первую очередь Московского метрополитена

43. Руддвор шахты и выдача породы в байде наверх?

metroconstruction44 Как строили первую очередь Московского метрополитена

44.

metroconstruction45 Как строили первую очередь Московского метрополитена

45.

metroconstruction46 Как строили первую очередь Московского метрополитена

46.

metroconstruction47 Как строили первую очередь Московского метрополитена

47.

metroconstruction48 Как строили первую очередь Московского метрополитена

48. Кажется, сориентировал правильно.

metroconstruction49 Как строили первую очередь Московского метрополитена

49.

metroconstruction50 Как строили первую очередь Московского метрополитена

50.

metroconstruction51 Как строили первую очередь Московского метрополитена

51.

metroconstruction52 Как строили первую очередь Московского метрополитена

52.

metroconstruction53 Как строили первую очередь Московского метрополитена

53.

metroconstruction54 Как строили первую очередь Московского метрополитена

54.

metroconstruction55 Как строили первую очередь Московского метрополитена

55. Установка радиатора.

metroconstruction56 Как строили первую очередь Московского метрополитена

56. Доводка кувалдометром.

metroconstruction57 Как строили первую очередь Московского метрополитена

57. Радиатор почти собрали. Не знаю, для чего он. Может, система заморозки на шахте №18 или часть любой компрессорной станции?

metroconstruction58 Как строили первую очередь Московского метрополитена

58.

metroconstruction59 Как строили первую очередь Московского метрополитена

59. Надпись на обороте говорит, что на фотографии запечатлен монтаж какого-то кольца 18-й шахты. Скорее всего, имеются в виду два кольцевых контура для заморозки. Кстати, посмотрите на лестницу вниз: никакой страховки и колец за спиной.

metroconstruction60 Как строили первую очередь Московского метрополитена

60. Оборот: Шахта №20. Сборка металлического шпунта в забое шахты.

metroconstruction61 Как строили первую очередь Московского метрополитена

61. Оборот: Замок свода.

metroconstruction62 Как строили первую очередь Московского метрополитена

62.

metroconstruction63 Как строили первую очередь Московского метрополитена

63. Оборот: Шахта №18. Сегменты ножа.

metroconstruction64 Как строили первую очередь Московского метрополитена

64. Оборот: Образцы вынутой породы.

metroconstruction65 Как строили первую очередь Московского метрополитена

65. Подпись на обороте нечитаема, но понятно, что это лебедка клетьевого подъема. Кстати, и спустя 80 лет вагонетки считают так же, как и тогда — палочками, втыкаемыми в доски.

metroconstruction66 Как строили первую очередь Московского метрополитена

66. Оборот: Шахта №18. Заготовка опалубки, кружал и арматуры воротника форшахты.

metroconstruction67 Как строили первую очередь Московского метрополитена

67. Оборот: Шахта №18. Распалубка форшахты.

metroconstruction68 Как строили первую очередь Московского метрополитена

68.

metroconstruction69 Как строили первую очередь Московского метрополитена

69.

metroconstruction70 Как строили первую очередь Московского метрополитена

70. Оборот: Шахта №18. Горизонтальное бурение.

metroconstruction71 Как строили первую очередь Московского метрополитена

71.

metroconstruction72 Как строили первую очередь Московского метрополитена

72. Оборот: ш. 23. Установка арматуры ж. б. оболочку кромки **** шахты. Снято 29 IV 33 г.

metroconstruction73 Как строили первую очередь Московского метрополитена

73. Оборот: Шахта №18. Грейфер в раскрытом виде.

metroconstruction74 Как строили первую очередь Московского метрополитена

74. Эта фотография оказалась в той же пачке, но на ней точно изображено строительствовторой или более поздней очереди, т.к. перегонных тоннелей из чугунных тюбингов на первой очереди нет.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх