Деньги КПСС – одна из самых загадочных страниц отечественной истории. Так, например, многим до сих пор не дает покоя смерть управделами партии Николая Кручины. Именно по просьбе Кручины в 1990 году в УД ЦК КПСС перевели полковника КГБ Леонида Веселовского, который должен был выполнить ответственную миссию – вывести средства компартии на Запад.
Из КГБ в КПСС
О биографии полковника Первого главного управления КГБ Леонида Веселовского до сих пор известно не слишком много. Однако, по словам самого Веселовского, которые приведены в издании Евгении Альбац «Мина замедленного действия: политический портрет КГБ», осенью 1990 года он был переведен из ПГУ в Управление Делами ЦК КПСС. Это было сделано по просьбе управляющего делами партии Николая Кручины, который впоследствии покончил с собой. Просьбу Кручины, а также исполняющего обязанности генерального секретаря ЦК КПСС Владимира Ивашко в отношении Веселовского поддержали своим решением представители руководства ведомства: Председатель КГБ СССР Владимир Крючков и его заместитель Филипп Бобков.
Леонид Веселовский был назначен на должность заместителя заведующего сектором по координации экономической деятельности хозяйственных служб. Выбор пал именно на Веселовского потому, что тот слыл опытным экономистом-международником, а кроме того считался надежным человеком. Дело в том, что полковник КГБ, да еще с экономическими познаниями, действительно как нельзя лучше подходил на ту работу, которую ему предстояло выполнить на новом месте. Экс-руководитель следственной группы по «делу КПСС» Сергей Аристов признавался журналистам в том, что задачи перед партийцами тогда стояли такие — частично укрыть деньги КПСС, а частично заработать (Сборник журналистских расследований «Чистые перья», 2001 год).
Аналитик на службе
Тот факт, что подобная деятельность в те годы действительно шла полным ходом, подтверждается и сохранившимися аналитическими записками Леонида Веселовского. Так, в издании «Золото партии» Игоря Бунича и Роберта Конкуэста приведен текст записки Веселовского «О дополнительных мерах по закреплению и эффективному использованию партийной собственности». Веселовский, который обязан был докладывать об успехах своей работы Филиппу Бобкову, напоминал в записке о том, что «денежные ресурсы, отраженные в финансовых документах, открыто могут быть инвестированы только в общественные, социальные или благотворительные фонды, что затруднит их конфискацию в будущем». Поэтому предлагал использовать средства для приобретения анонимных акций, различных фондов, предприятий и банков.
Леонид Веселовский утверждал, что для осуществления плана необходимо было срочно организовать отбор доверенных лиц, которые занялись бы внедрением в жизнь отдельных пунктов программы. Кроме того, в записке, помеченной «Н. Е.! Доверительно, в 1 экз., если делать, то только с КГБ» (Н. Е. – это Николай Ефимович Кручина) («Российское золото», товарищество «Московский писатель», 1994 год), Веселовский писал о том, что доверенные лица должны были стать и акционерами обществ, занимавшимися «всеми видами информационно-посреднической деятельности». Причем акционерное общество предлагалось создать в капиталистической стране с «щадящим налоговым законодательством», например, в Швейцарии. При этом в СССР необходимо было, как выразился Веселовский, «немедленно» создать совместное предприятие.
Полковника «засветили»
Иными словами, как пишет Эрик Форд в своей книге «За кулисами ФСБ», Леониду Веселовскому было доверено ответственное задание: он должен был участвовать в тайной операции по перекачке партийных (а, значит, и государственных) средств на Запад через различные подставные фирмы, вроде «SEABECO» Бориса Бирштейна. Интересы «SEABECO», если верить Георгию Вачнадзе, автору издания «Военные мафии Кремля», действительно обеспечивали крупные представители КГБ и МВД, в том числе и Веселовский. Вообще, по словам Вачнадзе, чекисты были первыми во всех делах с иностранным капиталом и перекачке денег из партийных и государственных структур в частный сектор.
Неудивительно, что при таком размахе Леонид Веселовский был далеко не единственным чекистом, занимавшимся такими проектами. Однако именно Веселовский стал тем, кого что называется «засветили» после августовских событий 1991 года. Полковнику даже пришлось давать показания Комиссии по расследованию преступной деятельности КПСС. Эрик Форд считает, что Веселовский попал под «пресс» потому, что входил в число соратников путчиста Крючкова. Впрочем, Леонид Веселовский легко отделался. Он уволился из Управления делами ЦК КПСС и уехал в Швейцарию, где стал советником в нескольких иностранных компаниях. По некоторым данным, Веселовский живет в Швейцарии до сих пор.
Юлия Попова
«Гитлер против СССР»: как советский разведчик предсказал войну Третьего Рейха против Советского Союза в 1934 году
Приход к власти в Германии нацистской партии в 1933 году, которая заявляла о своем антикоммунизме и желании увеличить свои территории, породил предположения о грядущей войне между СССР и Третьим Рейхом. Уже через год вышла книга «Гитлер против СССР», которая «предсказала» не только сам конфликт, но и множество деталей хода противостояния.
Кто был автором книги?
Автором книги стал советский разведчик Эрнст Генри, он же Семен Ростовский. Но на самом деле его звали Лейб Абрамович Хентов. Он родился в 1904 году в Витебске. Он с детства интересовался политикой, а после Февральской революции 1917 года активно читал газеты «Правда» и «Социал-демократ».
Когда Лейбу было всего 15 лет, он уехал в Германию к своему отцу, и там он уже не просто интересовался политикой, но и участвовал в ней. Он присоединился к местным комсомольцам, которые боролись за установление советской власти. С 1920 года стал работать в Коммунистическом Интернационале молодежи, а затем и в Коминтерне. В это время он получил паспорт на имя Семена Ростовского, который якобы родился в Тамбове.
В 1933 году он уехал в Великобританию, где в качестве офицера НКВД обеспечивал связь Центра с местными нелегальными агентами, в том числе со знаменитой «Кембриджской пятеркой». Он помог завербовать одного из членов «пятерки», будущего сотрудника BBC и Министерства иностранных дел Великобритании Гая Фрэнсиса Бёрджесса.
Значимость Эрнста Генри признавали немецкие спецслужбы. Он был третьим в списке людей, которые подлежали аресту во время планируемой высадки Вермахта в Великобританию (Ростовцева опережали премьер-министр Уинстон Черчилль и архиепископ Кентерберийский Гордон Лэнг).
Еще до войны Лейб Хентов написал ряд общественно-политических книг под псевдонимом «Эрнст Генри». Это имя было придумано неслучайно: оно должно было скрывать настоящую национальность автора. Читатель должен был думать, что книги написал представитель Запада.
«Гитлер против СССР»
Работа впервые вышла в Лондоне в 1934 году и была продолжением книги «Гитлер над Европой». Эрнст Генри фактически предсказал многие аспекты будущей войны между Третьим Рейхом и Советским Союзом.
По его словам, нападение немецкой армии будет внезапным, при этом нацисты оккупируют Австрию и Чехословакию. Кроме того, Эрнст Генри отметил, что противники предпримут блокаду Ленинграда, которая действительно произошла в годы войны.
«На крайнем севере, выше Ладожского озера (Карельская зона), финляндская армия должна как можно лучше выполнить прорыв, имеющий целью перерезать Мурманскую железную дорогу и новый канал им. Сталина (ведущий от Белого моря до Онежского озера) в направлении Петрозаводска или дальше к северу (около 120 км от финляндской границы); после того как Ленинград будет окружен, такой прорыв стал бы проще даже для сравнительно слабых сил; в свою очередь, отрезав сообщение с портами на Ледовитом океане, он увеличил бы эффективность блокады Ленинграда», - писал Эрнст Генри в своей книге.
Впоследствии точность будущих событий поражала тех, кто читал труд Эрнста Генри. Критик «Отечественных записок» Ярослав Добролюбов отмечал, что автор книги «пытался поставить себя на место фашистов и мыслить их категориями».
Ряд неточностей
Несмотря на то, что события будущего во многом совпали с тем, что Эрнст Генри написал в своей книге, некоторые события в итоге не произошли. Автор считал, что Великобритания выступит в войне между Германией и СССР на стороне Гитлера, а с востока их поддержит Квантунская армия. Кроме того, нацистов должны были поддержать Прибалтика и Польша. А вот Италия, в свою очередь, не должна была помогать нацистам из-за споров вокруг Южного Тироля.
Небольшую неточность автор допустил в отношении Румынии. Эрнст Генри точно предугадал, что она поддержит Германию, но ошибся с тем, кто придет власти. Он считал, что власть в стране захватит ультранационалистическая организация «Железная Гвардия», но в реальности она была разгромлена умеренным диктатором Ионом Антонеску.
Он также ошибся и в описании причин будущего поражения Третьего Рейха. Он думал, что рабочие Германии поднимут восстание против своей власти после налетов советской авиации на города.
«Большая часть германского народа наверняка активно выступит против Гитлера и его войны; это будет в частности рабочий класс, остающийся и теперь верным социализму. Формирование и посылка на фронт новых дивизий ни в каком случае не пройдут для Гитлера так гладко, как в свое время для Гинденбурга и Людендорфа, и чем дольше будет тянуться война, тем сильнее это будет давать себя чувствовать», - писал Генри.
Ошибся Эрнст Генри и в техническом описании войны. По его словам, советская армия будет передвигать технику с помощью автомобилей, а железные дороги не будут играть большой роли.
«Советская армия теперь как никогда независима от железных дорог, по той простой причине, что она представляет собой одну из лучших по моторизации армий мира. Это анахронизм в наше время — ставить все в зависимость от паровозов и товарных вагонов, в то время как пехота, посаженная на грузовики, может передвигаться со скоростью до 100 км в час; прежняя кавалерия никогда не могла развивать такой скорости. Советская армия беспрерывно продолжает дальнейшую моторизацию; дороги в СССР улучшаются, а ресурсы горючего безграничны», - писал автор.
Никита Иванов
Автор: Русская Семерка
Свежие комментарии