После поражения Германской империи в Первой мировой войне немецкие войска начали постепенно покидать территории, которые были оккупированы ими по Брестскому миру 1918 года. В свою очередь, правительство Советской России увидело шанс восстановить власть на утраченных ранее землях. И основания для этого были.
Германия уходит
По мере ухода немцев власти в Белоруссии, Прибалтике, на Украине попытались взять в свои руки местные правительства. Ориентировались они в основном на Антанту — впрочем после поражения Германии особого выбора в этом смысле и не было.
Между тем, уже в начале 1919 года советское правительство приняло решение о формировании фронтов, которым поручалось восстановить контроль над западными территориями бывшей Российской империи. Это были Западный и Украинский фронты.
Уже в январе 1919 года армии Западного фронта нанесли серьезные поражения поляками и войскам прибалтийских государств. Настолько серьезные, что под контролем советского правительства в Прибалтике и Белоруссии были сформированы новые органы власти.
Неплохо шли дела и на Украине — в начале февраля 1919 года Красная армия вошла в Киев. В апреле того же года был занят Крым. На сторону красных перешел атаман Никифор Григорьев, отряды которого заняли Одессу.
Планы меняются
Командование Красной армии, окрыленное такими успехами, уже строило планы похода в Бессарабию, занятую румынскими войсками. Но не только — серьезно рассматривался вариант с продолжением похода на запад, на помощь Венгерской советской республике. И если бы Красная армия действительно смогла бы прийти венграм на помощь, то неизвестно, как в Центральной Европе повернулись бы события.
Однако этим планам не суждено было сбыться. В мае 1919 года поднял антисоветское восстание атаман Григорьев. Восстание было подавлено с большим трудом — некоторое время вообще царили опасения, что все советские армии на Украине перейдут на сторону атамана.
А после подавления восстания в наступление перешли Вооруженные силы Юга России. Которое оказалось для советского правительства куда более опасным, чем восстание Григорьева. В итоге пришлось отказаться от планов похода в Бессарабию и, тем более, в Венгрию.
Свежие комментарии