На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Alexei Petrovsky
    Эх ты, черный мудиц пиздории! Подучи русский язык, дубина! 😝Зачем Хрущев гром...
  • Анатолий Рыжакин
    👍Американцы подгот...
  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...

Рюриковичи мы!

Что скрывается за образом основателя великой Руси

Картина В.М. Васнецова «Прибытие Рюрика в Ладогу»

Нет никаких достоверных сведений о том, что Рюрик существовал на самом деле. Тем не менее появляются научные работы, посвященные его личности, а на юбилейных торжествах в честь исторических событий актеры исполняют роль легендарного князя.

В департаменте медиа НИУ ВШЭ прошла конференция, организованная Лабораторией публичной истории, в рамках которой доктор исторических наук Адриан Селин рассказал о том, как менялся образ Рюрика в современном историческом дискурсе и почему он вытеснил образ Александра Невского.

Время от времени возникают споры о том, куда был призван Рюрик, один ли он пришел, с братьями или с дружиной. Этот вопрос не может быть досконально исследован, так как достоверно об этом ничего не известно, но часто повторяемая легенда становится основанием для разветвленных спекуляций. О Рюрике можно говорить только как о символической фигуре, равно как и об «основании российской государственности» в 862 году.

Потребительское использование летописных данных некоторыми историками, некритическое отношение части академического сообщества к спекулятивным «татищевским известиям», плохое знание некоторыми археологами специфики летописей как исторического источника — все эти факторы провоцируют серьезные публичные споры. Куда пришел Рюрик в 862 году: в Старую Ладогу или в Новгород?

В позднесоветской традиции для Рюрика не находилось места ни в научной интерпретации «Повести временных лет», ни в школьном нарративе. Тридцать лет назад «Советская историческая энциклопедия», а за ней и школьные тексты сообщали, что он был «легендарным основателем династии», а Олег при этом — «первым исторически достоверным русским князем» (здесь, конечно, помог Пушкин).

Отказ Рюрику в подлинности в позднесоветские времена, скорее всего, связан с его варяжским (германским) происхождением, в соответствии с негативными коннотациями середины XX века. Но в современном школьном историческом нарративе Рюрик — вполне достоверная историческая фигура. Как правило, внимание на его происхождении не акцентируется; в иных случаях скандинавскость Рюрика либо подвергается сомнению, либо оспаривается. Есть тексты, созданные академическими учеными для трансляции региональным элитам идеи о том, что Рюрик был «наполовину славянин, наполовину скандинав».

Рюрик, Ольга и Валуев

Мифотворчество на тему Рюрика оказывает непосредственное влияние на региональные элиты и празднование разнообразных юбилеев, которое является тем языком, на котором власти так или иначе готовы разговаривать с обществом в целом и с историческим экспертным сообществом в частности. Степень корректности, политичности и честности такого диалога зависит от обеих сторон, в большей степени — от экспертов. В нашем постмодерновом обществе археология играет роль поставщика сенсаций. Массовое появление историографического мусора — это только один из результатов этой тенденции. Человеку, не владеющему специальными знаниями и компетенциями в предметной области, очень сложно через такой мусор прорваться.

Рюрик на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде
Рюрик на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде
Фото: Дар Ветер / Wikipedia

В 2006 году городская администрация Великого Новгорода предполагала принять в подарок памятник Рюрику. Протесты местной общественности остановили попытку появления нового Рюрика в городе. В то же время Рюрик в качестве genius loci (дух места — прим. «Ленты.ру») зафиксировался и латентно продолжал существовать в представлении бюрократии о прошлом управляемого ими города.

В 2012 году, накануне празднования так называемого 1150-летнего юбилея российской государственности, был отчеканен памятный значок с изображением Рюрика, воспроизведенным по памятнику «Тысячелетие России». Один из сценариев празднования юбилея в Новгороде предполагал (высокобюджетный проект был в итоге отвергнут), что в кульминационный момент князь спускался с парашютом в центральную часть Новгородского кремля, а изображать его, по замыслу сценаристов, должен был депутат Госдумы Николай Валуев.

В постсоветских театрализованных праздниках на территории Северо-Запада России есть и другие genii loci. Так, на праздновании 1060-летия и 1070-летия поселка Любытино в Новгородской области в 2006 и 2016 годах присутствовала княгиня Ольга, с прибытием которой связывают основание населенного пункта (спасибо представителям академической науки, организовавшим юбилей).

В празднике «принимал участие» и последний премьер-министр царской России Горемыкин, владевший здесь усадьбой. Если Ольга играет роль основательницы поселка, очень близкую Рюрику, то Горемыкин выступает в качестве доброго гения с некоторыми специфическими признаками: он пожилой сластолюбец и повеса.

В Старой Руссе, где Рюрик (почему-то с боярами) также присутствует на местных праздниках, близкая роль принадлежит Вере Комиссаржевской и Федору Достоевскому, который, по сценарию, воспел город (под всем известным именем Скотопригоньевск).

Рюрик против Невского

Если наблюдать провинциальные фестивали, Александра Невского Рюрик вытеснил полностью. Это произошло где-то между 2003-2005 годами. До этого в начале 90-х Борис Ельцин подписал указ об основании ежегодного праздника с федеральным финансированием «Венок славы Александра Невского» в пяти областях России. Там был Невский, рыцари с рогами, битвы...

Как только в Ленинградской области стало известно о подготовке указа президента о праздновании в 2003 году 1250-летия Старой Ладоги, древней столицы Руси — все, Александр Невский сменился Рюриком. Здесь, что интересно, реконструкторы, претендующие на высокий уровень подлинности и качества своих реконструкций, тут же заменили на праздниках актеров провинциальных театров.

Церемония открытия памятника основателям российской государственности, великим князьям Рюрику и Олегу
Церемония открытия памятника основателям российской государственности, великим князьям Рюрику и Олегу
Фото: Руслан Шамуков / ТАСС

«Возрождение» Рюрика

В официозном дискурсе северо-западных областей России Рюрик занял свое место около 30 лет назад благодаря активности археологов, представителей академического сообщества.

Важное место памяти в Ленинградской области — Старая Ладога. Миф о Рюрике в Ладоге присутствует одновременно в публичной сфере и в академических трудах. В 1970-1980-х годах эта тема была мейнстримом для ленинградского археологического фольклора. В 1997 году связанные с Рюриком варяжские легенды, староладожский миф были застолблены в статье археолога Глеба Лебедева и позднее (и очень по-разному) воспроизведены в работах археологов Анатолия Кирпичникова и Дмитрия Мачинского.

В позднесоветской и постсоветской историографии родилась идея Рюрика, основателя Руси, которая «пошла из Ладоги». После привлечения внимания власти к этой легенде, после официального празднования 1250-летия Старой Ладоги (2003 год) на северо-западе России стали возникать новые объекты, связанные с Рюриком и пропагандирующие «возникновение Руси». В 2004 году в Приозерске был воздвигнут новый памятник (небольшой прямоугольный гранитный камень) с характерной надписью: «В 879 году умер Рюрик в Кореле». Это забавный текст, так как «Повесть временных лет» ничего не говорит о Кореле; текст же взят из источника XVIII века.

Какой ты, Рюрик?

Образ Рюрика в публичной сфере представляет серьезный интерес. Его изображение в Радзивилловской летописи (первое из сохранившихся), ставшее известным в начале XVIII века, никакого резонанса не вызвало.

Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника», XVII век)
Рюрик (Миниатюра из «Царского титулярника», XVII век)
Изображение: public domain

А вот другой образ Рюрика — из Царского титулярника 1672 года, где он изображен хорошо вооруженным, без бороды, но с усами (польское происхождение облика такого Рюрика не подлежит сомнению) в 1760-е годы был воспроизведен и отчеканен в Петербурге на медали в паре с князем Олегом. Этот же Рюрик в 2011 году попал на золотую монету, выпущенную Банком России.

В 1862 году плоскостное изображение Рюрика уже с бородой появляется на памятнике «Тысячелетие России» в Новгородском кремле. Группа Рюрика, впрочем, создавалась не Микешиным, а другим скульптором — Михайловым. Рюрик микешинского памятника создал определенный канон в разнообразных научных и научно-популярных изданиях XIX-XXI веков. Именно этот образ многократно воспроизводился.

С 2007 года идея соорудить новый памятник Олегу и Рюрику неоднократно инициировалась руководителем староладожской археологической экспедиции Анатолием Кирпичниковым. Наконец, один из губернаторов Ленинградской области согласился поставить новый памятник «древним и истинным создателям российского государства».

В октябре 2012 года правительство Ленинградской области объявило конкурс на создание памятника Рюрику и Олегу. В феврале 2013 года в Смольном открылась выставка, на которой было представлено 38 проектов монумента. Идеи памятника были самыми разными, но победил проект скульптора Олега Шорова. Рюрик, согласно Шорову, вновь стоит в паре с Олегом, причем Олег — воин с мечом и щитом, а Рюрик, так сказать, гражданский.

Пока сложно говорить о том, станет ли новый «гражданский» образ столь же каноническим, как облик 1862 года. Во время выставки Кирпичников попытался как-то скорректировать образ Рюрика. «Это князь или сельский староста?» — спросил он. Осенью 2013 года в Ладоге был воздвигнут камень, а в 2015 году появились и фигуры.

Появление парного Рюрику Олега в Старой Ладоге, несомненно, связано с «Олеговой могилой» — это современное название одного из больших курганов в северной части поселка. Олег-воин, присоединивший юг и среднее течение Днепра вкупе с Киевом (как подчеркивается в пресс-релизах в связи с установкой памятника), поставлен с Рюриком, гражданским миролюбивым основателем, избранным на «первых русских выборах»; в руках Рюрик держит рукопись. Страшно подумать, на каком языке и какими буквами эта рукопись создана. Вместе они символизируют нечто вроде созидательной агрессии.

Выбор места для нового монумента тоже имеет особую историю. Памятник поставлен на так называемой Варяжской улице, что вместе с идеей двух основателей добавляет монументу символического содержания. В местном нарративе, созданном и поддерживаемом музейным сообществом, эта улица часто именуется «улицей X века», а то и «древнейшей улицей на Руси». Разумеется, два сохранившихся здания конца XIX столетия и воспоминания о раскопках, действительно выявивших застройки эпохи викингов, не делают эту часть Старой Ладоги наиболее древней.

На выставке «Моя история. Рюриковичи» в Центральном выставочном зале «Манеж»
На выставке «Моя история. Рюриковичи» в Центральном выставочном зале «Манеж»
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Выбор Рюрика в качестве нового символического основателя российского государства несколько странен, но легко объясним — прежде всего архаизирующим трендом в популярном историческом жанре. Советские «монстры истории» — академики Греков, Тихомиров и Рыбаков — справедливо именовали князя мифологическим персонажем. Новые ваятели образа Рюрика выдают свои спекуляции, апеллируя прямо к авторитету Карамзина или ссылаясь непосредственно на летописи, потребительски толкуя их данные.

Это происходит на фоне развивающегося в последнее десятилетие научного изучения Древней Руси. Использование такой архаизирующей историографии связано с тем, что некоторые представители академии взяли линию на успех трансляции представителям власти идеи автократии и автохтонности, сформулированной около двух столетий назад и определенной безразличием к публике, с общим направлением на создание сенсации. Думаю, что имя Рюрика последние полтора десятилетия создало новую точку, где сошлись интересы властей и некоторых высокопоставленных менеджеров современной академии.

Записал Алексей Сочнев

Ссылка на первоисточник
наверх