На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Alexei Petrovsky
    Эх ты, черный мудиц пиздории! Подучи русский язык, дубина! 😝Зачем Хрущев гром...
  • Анатолий Рыжакин
    👍Американцы подгот...
  • Григорий Худенко
    Для оценки данных событий нужно ЗНАТЬ все то, что происходило тогда, иначе "слова на слова".«Главное предател...

Ольмеки.(окончание)

Ла-Вента - столица ольмеков.

На побережье Мексиканского залива, среди необозримых мангровых болот штата Табаско, возвышается несколько песчаных островков, крупнейший из которых — Ла-Вента имеет всего 12 километров в длину и 4 километра в поперечнике. Здесь, рядом с захолустной мексиканской деревушкой, по имени которой получил свое название и весь остров, были обнаружены остатки еще одного города ольмеков.

 
Древние строители Ла-Венты хорошо знали законы геометрии. Все важнейшие здания города, стоявшие на вершинах высоких пирамидальных оснований, были ориентированы строго по сторанам света. Обилие дворцовых и храмовых ансамблей, вычурных скульптур, стел и алтарей, многочисленные головы-исполины, высеченные из базальта, роскошное убранство найденных здесь гробниц говорили о том, что когда-то Ла-Вента была крупнейшим центром ольмекской культуры, а возможно, и столицей всей страны. Используя календарные даты, имеющиеся на многих каменных изваяниях, а также результаты искусствоведческого анализа, ученые установили, что наивысший расцвет города приходится на I—VII века нашей эры.

Затем, как и Трес-Сапотес, он становится жертвой вражеского нашествия и гибнет в пламени пожаров под ликующие крики победителей. Все, что можно было разрушить,— было разрушено. Все, что можно было ограбить и унести,— было унесено. Незваные пришельцы стремились уничтожить буквально все, что напоминало им о культуре и религии побежденного народа. Но огромные каменные головы, колонны и статуи, изваянные из твердого как сталь базальта, уничтожить было не так-то просто. И тогда в бессильной ярости древние вандалы разбили мелкие скульптуры, а прекрасные и выразительные лица больших статуй намеренно обезобразили и повредили.

Тем не менее большая часть удивительных творений художников и скульпторов Ла-Венты пережила века, и они были вновь открыты для человечества уже в середине XX века умелыми руками археологов.

В самом центре города, от подножия высокой пирамиды и далее на север, раскинулась широкая ровная площадь, окаймленная со всех сторон вертикально стоящими базальтовыми колоннами. Посреди нее, над густой травой и кустарником, возвышалось какое-то странное сооружение в виде платформы, сложенной из тех же базальтовых колонн. Когда платформа была целиком расчищена, перед археологами предстал своеобразный базальтовый домик, наполовину углубленный в землю. Длинная его стена состояла из девяти вертикально поставленных каменных столбов, а короткая — из пяти. Сверху это прямоугольное помещение было перекрыто накатом из таких же базальтовых столбов. Домик не имел ни двери, нн окон. Древние строители так искусно подогнали друг к другу гигантские каменные колонны, что между ними не проскользнула бы даже мышь. А ведь каждая из них весила без малого две, а то и три тонны!

С помощью ручной лебедки и прочных канатов рабочие принялись растаскивать крышу загадочной постройки. После удаления четырех колонн отверстие в крыше стало настолько широким, что можно было рискнуть спуститься вниз, туда, где в густых черных тенях скрывалась внутренняя часть просторной комнаты, замурованной жрецами Ла-Венты 15 столетий назад.

"Сначала,— пишет Мэтью Стирлинг,— мы наткнулись на изящную маленькую подвеску в виде клыка ягуара, вырезанную из зеленого нефрита... Затем показалось овальное зеркало из тщательно отшлифованного куска обсидиана. А дальше, в глубине комнаты, возвышалась какая-то платформа, сделанная из глины и облицованная камнем. На ее поверхности отчетливо выделялось большое пятно яркой пурпурной краски. Внутри его мы нашли остатки человеческих костей, принадлежавших по меньшей мере трем погребенным".

Рядом со скелетами грудой лежали всевозможные изделия из драгоценного нефрита зеленых и голубоватых тонов: смешные маленькие статуэтки в виде сидящих человечков с детскими лицами, карлики и уродцы, лягушки, улитки, ягуары, диковинные цветы и бусы.

В юго-западном углу погребальной платформы удалось обнаружить странный головной убор, напоминающий скорее "терновый" венец, чем символ власти и высокого положения его владельца. На прочном шнуре было нанизано шесть длинных игл морского ежа, отделенных друг от друга вычурными нефритовыми украшениями в виде диковинных цветов и растений. Тут же лежали две большие нефритовые катушки — украшения для ушей и остатки деревянной погребальной маски, инкрустированной нефритом и раковинами. Неподалеку от платформы рабочие наткнулись на спрятанный в земле тайник, в котором хранилось 37 полированных топоров из нефрита и серпентина.

Согласно легенде, до сих пор бытующей у жителей Ла-Вепты, последний ацтекский император Монтесума был погребен именно здесь, среди развалин древнего города. И когда на землю опускается ночь, он выходит из своей гробницы, чтобы в призрачных лучах лунного света танцевать со своими приближенными на широких площадях и безлюдных улицах навеки уснувшей столицы ольмеков.

И хотя все это лишь плод народной фантазии, прекрасная легенда, научная значимость базальтовой гробницы отнюдь не снижается от того, что в ней вместо Монтесумы погребен какой-то другой могущественный правитель, который жил за 9—10 веков до появления ацтеков в долине Мехико.

Часть 6 - Цивилизация ольмеков. Тайна шестнадцати человечков.

В 1955 году после долгого перерыва были продолжены раскопки в столице ольмеков — Ла-Венте. Одна за другой появлялись на свет удивительные находки: рельефы, мозаика, великолепные скульптуры, стелы и алтари. И вдруг лопата рабочего, пробив твердый слой цемента, покрывавшего поверхность глиняной платформы, провалилась вниз, в пустоту узкой и глубокой ямы. Когда археологи добрались наконец до ее дна, то там на фоне желтой глины ярко заблестели в солнечных лучах зеленые пятна полированного нефрита. Шестнадцать маленьких каменных человечков — участники какого-то неведомого драматического спектакля — торжественно застыли перед оградой из шести вертикально поставленных нефритовых топоров. Кто они? И зачем их спрятали на дне глубокой ямы, расставив в определенном, но непонятном для нас порядке?

Возможно, что ключ к разгадке этого археологического ребуса может дать шестнадцатый участник древнего языческого ритуала.
Его одинокая фигурка, высеченная в отличие от других из гранита, стоит спиной к плоской поверхности ограды. Остальные пятнадцать фигур сделаны из нефрита и имеют чисто ольмекский облик. Все они, повернув свои головы в одну сторону, пристально смотрят на противостоящего им человека. Справа к нему приближается процессия из четырех мрачных фигур с застывшими лицами-масками. Кто этот одиноко стоящий человек? Верховный жрец, управляющий торжественным языческим обрядом, или жертва, которую повалят через мгновение на кровавый алтарь неведомого бога?

И здесь на память невольно приходит описание ужасного обычая, широко распространенного когда-то у многих народов древности. По их представлениям царь считался средоточием магических сил, управляющих жизнью природы. Он несет ответственность за хороший урожай посевов, за обильный приплод скота, за плодовитость женщин всего племени. Ему оказываются чуть ли не божественные почести. Он вкушает все блага жизни, наслаждаясь роскошью и покоем. Но однажды приходит день, когда царь должен сторицей расплатиться и за свои богатства, и за свою непомерную власть. И единственная плата, которую он обязан отдать своему народу,— его собственная жизнь! По древним обычаям, народ не может, ни минуты терпеть ослабевшего, больного или стареющего царя, поскольку от состояния его здоровья зависит благополучие всей страны. Наступает трагическая развязка. Старого правителя убивают. А.на его место выбирают молодого, полного сил преемника. И этот ужасный цикл убийства и коронаций продолжался во многих странах сотни лет.
Кто знает, может быть, по воле случая нам тоже удалось увидеть во всей трагической полноте этот страшный ритуал, разыгранный шестнадцатью каменными человечками из Ла-Венты?

Часть 7 - Ольмеки. Золото и нефрит

У цивилизованных народов доколумбовой Америки в отличие от египтян, ассирийцев, греков, римлян и других обитателей Старого Света главным символом богатства было не золото, а нефрит. Этот факт настолько поразил воображение первых европейцев, пробившихся в начале XVI века сквозь океанский барьер к неведомым берегам Нового Света, что они неоднократно возвращались к нему в своих исторических повествованиях и хрониках.

Когда в 1519 году Кортес высадился на пустынное побережье Мексики, неподалеку от современного города Веракрус, местный индейский правитель поспешил отправить сообщение об этом чрезвычайном событии своему верховному владыке — императору Монтесуме. И уже несколько дней спустя перед походным шатром Кортеса появилась пышная процессия послов и вельмож от ацтекского императора. Молча расстелив у входа в шатер несколько циновок, они разложили на них множество дорогих подарков.

"Первым было круглое блюдо,— вспоминает Бериаль Диас,— размером с тележное колесо, с изображением солнца, все из чистого золота. По словам взвешивавших его людей, оно стоило 20000 золотых песо. Вторым было круглое блюдо, даже большего размера, чем первое, сделанное из массивного серебра, с изображением луны; очень ценная вещь. Третьим был шлем, доверху наполненный золотым песком на сумму не менее чем 3000 песо. Было там множество золотых фигурок птиц, зверей и богов, 30 кип тонких хлопчатобумажных тканей, красивые плащи из перьев, а кроме того, четыре зеленых камня, который ценится у них больше, чем у нас изумруд. И они заявили Кортесу, что камни эти предназначены для нашего императора, так как каждый из них стоит целой ноши золота".

Если верно то, что нефрит ценился у индейцев дороже золота, то так же верно и то, что больше всего нефритовых изделий встречается именно в стране ольмеков. И это тем более поразительно, что на болотистых берегах Мексиканского залива, там, где находятся основные ольмекские города, не было никаких месторождений нефрита. Его добывали либо
на юге, в горах Гватемалы, или же на западе, в Оахаке. Как бы то на было, большое количество этого драгоценного и необычайно твердого минерала попадало в страну ольмеков где грубые куски камня превращались под руками искусных ольмекских ювелиров в изящные статуэтка богов, затейливые украшения, бусы и ритуальные топоры. А уже оттуда, из ольмекских центров Ла-Венты, Трес-Сапотеса, Серро-де-лас-Месаса, эти великолепные нефритовые вещицы расходились по всей Центральной Америке, от самых северных областей Мексики до Коста-Рики.

Часть 8 - Ольмеки - Поклонники ягуара.

Если бы все произведения древнего ольмекского искусства были выставлены в залах одного большого музея, то посетители его сразу бы обратили внимание на одну странную деталь. Из каждых двух-трех скульптур одна обязательно изображала бы либо ягуара, либо существо, сочетающее в себе черты человека и ягуара.

Когда очутишься в таинственном зеленом полумраке мексиканских джунглей, легко понять, почему ольмекские мастера с таким фанатическим упорством старались запечатлеть образ этого свирепого зверя.

Один из наиболее могучих хищников западного полушария, грозный владыка тропического леса — ягуар был для древних индейцев но просто опасным зверем, но и символом сверхъестественных сил, почитаемым предком и богом. В религии различных племен древней Мексики ягуар считается обычно богом дождя и плодородия, олицетворением плодоносящих сил земли. Стоит ли удивляться тому, что ольмеки, основой хозяйства которых было земледелие, почитали бога-ягуара с особым рвением, навечно запечатлев его в своем монументальном искусстве.

Еще и в наши дни, четыре столетия спустя после испанского завоевания и тысячу лет спустя после гибели ольмекской цивилизации, образ ягуара все еще вызывает суеверный ужас у индейцев, а ритуальные танцы в его честь широко распространены у жителей мексиканских штатов Оахака и Веракрус. К каким только ухищрениям не прибегали древние ольмеки для того, чтобы грозный владыка лесов п небесных вод обеспечил им хороший урожай. Они строили в честь его пышные храмы, высекали его образ на рельефах и стелах, отдавали ему самый драгоценный дар на земле — человеческие жизни.

В ходе раскопок главной площади Ла-Венты почти на шестиметровой глубине археологи нашли прекрасно сохранившуюся мозаику в виде стилизованной морды ягуара. Общие размеры мозаики — около пяти квадратных метров. Она состоит из 486 тщательно отесанных пполированных блоков ярко-зеленого серпентина, прикрепленных с помощью битума к поверхности низкой каменной платформы. Пустые глазницы и пасть зверя были заполнены оранжевым песком, а верхушку угловатого черепа украшали стилизованные перья в виде ромбов.
Точно такая же мозаика была обнаружена впоследствии и в другом конце священной площади города. Но там кроме изображения самого хищника в глубине каменной платформы удалось найти богатейшие дары в его честь: груду драгоценных Вещей и украшений из нефрита и серпентина.

Земные владыки, желая как-то усилить и без того обширную царскую власть, считали ягуара своим божественным предком и покровителем. На рельефах, фресках и стелах они постоянно изображены в одеждах из шкуры ягуара или сидят на тронах, сделанных в виде фигуры этого зверя. Клыки п когти ягуара постоянно встречаются в наиболее богатых н пышных погребениях не только у ольмеков, но и у большинства других культурных народов доколумбовой Мексики.

Окончание - Цивилизация ольмеков.

После раскопок и открытий 30-х и 40-х годов 20 века стало ясно, что в первом тысячелетии нашей эры в болотистых и влажных джунглях на побережье Мексиканского залива существовала необычайно высокая культура, созданная народом ольмеков. Они сооружали высокие пирамиды и пышные гробницы, высекали из камня массивные десятитонные головы своих правителей и множество раз изображали фигуру свирепого бога-ягуара на огромных базальтовых стелах и изящных нефритовых предметах.
 
Откуда пришли ольмеки в Веракрус и Табаско, были ли они исконными обитателями этих мест — мы до сих пор не знаем.

Не меньшей таинственностью окружена и гибель ольмекской культуры, создатели которой вдруг бесследно исчезли с исторической арены за семь веков до того, как Колумб увидел берега Нового Света.

Позднее, в середине 50-х годов, когда археологи стали широко применять в своей работе радиоуглеродный метод определения возраста древних вещей, цивилизация ольмеков получила вдруг совершенно новое освещение.

Дело в том, что, судя по серии радиоуглеродных дат, полученных при раскопках Ла-Венты в 1955 году, этот важнейший центр ольмекского царства существовал неправдоподобно рано — в 800—400 годах до н. э., то есть в эпоху, когда в других областях Мексики господствовали еще культуры ранних земледельцев.

Опираясь на эти данные, группа мексиканских ученых выдвинула гипотезу, согласно которой ольмеки были создателями древнейшей цивилизации Америки и оказали решающее влияние на происхождение и развитие других цивилизаций этой области.

В свою очередь другие археологи, ссылаясь на ненадежность радиоуглеродных дат, часто подводивших археологию в недавнем прошлом, отстаивают мысль о том, что ольмеки в целом развивались параллельно с остальными народами Центральной Америки — майя, нахуа, сапотеками и так далее. Кто из них прав — покажет будущее.

Таким образом, проблема происхождения и гибели большого народа, населявшего в свое время обширные территории Южной Мексики, и поныне остается главной проблемой для всех археологов, для всех ученых, занимающихся древней историей Нового Света. Смелых теорий здесь хоть отбавляй. Но всякое подлинно научное исследование основано на кропотливом труде. Работа ученого тоже невозможна без элементов фантазии, но главное в ней — прочный фундамент реальных фактов и доказательств.

В. Гуляев

наверх