Космология - исследование структуры вселенной, космоса, или описание этой структуры. Слово "Космос" имеет общий корень со словом "косметика", и это сразу же говорит нам о том, что космос, по сути своей, красив. В противоположность Хаосу.
У меня слово «космос» ассоциируется скорее со словом «космы», т.
е. «спутанные волосы»… Поэтому, по старой привычке – полез по словарям… Результат был очень интересный. С точки зрения этимологии, слова «волос», «ветвь», «путь», «огонь» и «власть» - оказались одного семантического поля ягоды… А вот в греческом языке слово «космос» имеет, как оказалось, целых три значения – Вселенная, Люди и Сфера… А «Хаос», оказывается, совсем даже не «беспорядок», а наоборот – «Бездна, Великая Глубина»… Наводит на размышления…Космология Индо-европейцев описывает мир, как сферическую плоскость земли, которая окружена и поддерживается морем. В ее центре находится дерево, гора, или гора с деревом на вершине.
Для простоты, я буду использовать только образ дерева. Это дерево питается источником, который соединяется с водами под землей. В свою очередь, плоды дерева падают в окружающее землю море. В море (вне земли) живут Посторонние, обычно изображаемые в виде змей. Эта космология лучше всего сохранилась в скандинавских эддах, но в меньшей степени может быть найдена и в других индоевропейских традициях. Самыми важными аспектами здесь являются: во-первых, что есть взаимные отношения между деревом и водами, и во-вторых, что существа хаоса обитают в водах, питающих дерево, которое преобразовывает хаос в космос.
Это, конечно, мифический образ. Я люблю определять миф как историю, которая является верной, была она или нет. Мифические образы, такие как этот, верны, даже если это не соответствует физической вселенной. Это способ показать истину, которая, возможно, не в состоянии быть выражена в словах или математических уравнениях.
Не будет ошибкой считать эту картину космоса изображением Порядка, Закона. Хотя этот образ и подразумевает существование хаоса, но это делается только чтобы выступить против него или включить его в порядок. Змеи у корней дерева, и хаос, который они вносят в источник – необходимы. В Мир включены и Воды и Дерево. Закон включает все силы хаоса и преобразовывает их в порядок.
Это, конечно - клише, что мифы – просто истории объясняющие ритуал, а ритуалы - просто разыгрываемые мифические истории. Как все клише, оно не полностью верно (есть мифы без ритуалов и ритуалы без мифов), но в данном случае миф и ритуал – действительно едины. Порядок космологии отражается в порядке ритуала. И самы яркий пример – ритуалы Друидов. Дерево и Источник обязательно присутствуют, пусть в символической форме. Некоторые рощи выливают воду вокруг священного места, окружая его водой, как вселенная окружена морем.
Но есть что-то более тонкое. В ритуале - не только элементы космоса, но и отношения между ними. Закон присутствует.
Фактически, учреждение и укрепление порядка – одна из главных функций ритуала. Одной из первичных целей ритуала, по мнению Мирчи Элиаде, является резюме космогонии, или, выражаясь обычным языком, краткое повторение формирования вселенной. Действительно, Брюс Линкольн показал весьма убедительно, что данная задача было одной из целей принесения жертвы, центральной точкой индоевропейского ритуала. Наконец, я хотел бы назвать имя Клиффорда Герца, и его известную формулировку религии как модели описательной и модели действующей - космос существует определенным способом, и мы выполняем ритуалы таким же способом, и две модели находятся в близких отношениях друг с другом. Мы выполняем ритуалы так, как мы их выполняем, потому что космос таков, каков он есть (по крайней мере с точки зрения мифа).
Или наооборот. По мнению С. К. Кинга («Городской шаман») - Мир таков, каким вы его себе представляете. И выполняя ритуал мы раз за разом повторяем свое « credo », подтверждая свою точку зрения на мир и, таким образом, поддерживаем свою вселенную…Но, у нити натянутой, где начало и где конец?
И, так же как в космосе, элементы хаоса проникают в пространство ритуала. Некоторые из них, предполагаемые потенциально, сознательно и ритуально, изгоняются во время жертвы Духам Внешней Тьмы. Другие возникают непосредственно в течение ритуала. Что-то падает, что-то забывается, что-то происходит почти всегда. Различные индоевропейские традиции по-разному относились к подобным ошибкам. Католики, возможно, были самыми радикальными. Священникам, которые были, как правило, плохо подготовлены (поскольку выполняли свои обязанности как часть политической карьеры), помогали обученные профессионалы, которые читали слова ритуала по книге. Любая крупная ошибка в ритуале требовала его повторения. В ритуале Ведической культуры, был Брахман, единственная функция которого заключалась в наблюдении за процессом ритуала, чтобы удостовериться, что все идет согласно плану. Его считали самым важным лицом в ритуале, и ему отдавали большую часть подношений, а позже большую часть платы, даже если он действительно просто сидел не двигаясь в течение всего ритуала.
Здесь важным является то, что хаос - не часть порядка, будь то космос или ритуал, как отражение космоса. К хаосу преднамеренно никогда не стремятся, но когда он случайно возникает (ибо такова его природа; «запланированный хаос» – звучит странно), то должен быть вплетен в порядок ритуала. И участники обряда должны быть начеку. Принятый должным образом, хаос не вредит порядку, не разрушает его. Скорее именно порядок "навязывается" хаосу; включает хаос в себя, в процессе, преобразующем хаос в космос.
Жрецы в ритуалах друидов, в этом случае, играют ту же роль, что и священники Рима или ведические брахманы. Они удерживают ритуал на заданном курсе, они отслеживают возникающие элементы хаоса и вплетают их в порядок ритуала. Таким образом, они выполняют ту же самую функцию в ритуале, какую дерево выполняет в космосе - они смешивают хаос и космос вместе, чтобы сформировать ту структуру, которая и является Жизнью.
Триада о Трех Духовных Наставниках приходит на ум – Власть над Собой, Власть над Миром и Власть над Неизвестным…
Свежие комментарии