На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Вячeслaв Зотов
    Господи Иисусе Христе , Сыне Божий, помилуй душу грешнаго раба Твоего Григория Федоровича за его бесчинства,злобу и ж...Кровавое усердие ...
  • Сергей Ермилин
    Не стоит забывать о том, что убрали царя от власти, именно белые генералы!!!...А вероломство Маннергейма, доказывают ...Почему Маннергейм...
  • Олег Зайчиков
    Юрий Васильевич Сергеев рассказывает этот факт от участников тех боёв .,ветеранов и их потомков ......Отец и сын против...

Русская православная церковь в годы ВОВ

К 1937 году верующих в СССР должно было не остаться, как и любых религиозных структур. Однако план советского руководства по искоренению «церковного мракобесия», к неудовлетворению властей, провалился, и большая часть населения по-прежнему называла себя христианами. Этот факт, наряду с началом Второй Мировой войны, заставил советское правительство изменить свою политику в отношении Церкви 

ПРАВОСЛАВНЫЙ СТАЛИН 

Среди сегодняшних прихожан православных храмов существуют целые движения сторонников Иосифа Сталина, которые заявляют о ярой «православности» вождя народов и, следовательно, необходимости его почитания чуть ли не как святого. В качестве примера христиане-сталинисты приводят события 1943 года, когда церковная политика государства благодаря Сталину резко меняется в положительную сторону. Что же случилось тогда, в 1943 году, и чем обусловлена столь радикальная перемена в отношениях советского правительства и Церкви? 

Несмотря на сохранение веры самими мирянами, Церковь как институт к началу Второй Мировой войны была почти уничтожена. К 1939 году епархии были фактически ликвидированы, а большинство представителей духовенства и активных мирян истребили физически или отправили в лагеря. Патриаршему Местоблюстителю Митрополиту Сергию (Старогородскому) удалось сохранить лишь несколько сотен приходов и предельно ужатое церковное управление. 

ВОЙНА 

С 1939 по 1940 годы к СССР были присоединены восточные земли Польши, а также Эстония, Латвия и Литва, на территории которых оказалось около 90 процентов всех действующих в Союзе церковных приходов. Кроме того, на западе страны функционировали монастыри, религиозные учебные заведения и редакции. Именно в это время власти решаются на некоторое смягчение репрессий в отношении верующих и духовенства и осознают, что в целях сохранения лояльности населения западных территорий церковные организации присоединённых республик должны сохранять определённую свободу. 

22 июня 1941 года, в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз, и в тот же день, сразу после воскресной Литургии в Богоявленском соборе, митрополит Сергий пишет «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» с призывом к верующим стать на защиту Отечества и благословением «всех православных на защиту священных границ нашей Родины»: «Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостностью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству… Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может». 

В своём «Послании» Сергий указывает также на примеры святых русских мужей Александра Невского, Димитрия Донского и заявляет, что Православная Церковь всегда разделяла судьбу народа и ныне понесёт все испытания вместе с ним. Это обращение, как и все последующие (всего таковых в годы войны будет более двух десятков), Митрополит рассылает по приходам всей страны. Однако власти позволили зачитать его в храмах только 6 июля 1941 года, через два дня после первого за военное время выступления Сталина, который хранил молчание почти две недели. 

Положение на западе страны, между тем, оказалось плачевным с первых дней войны. Церковная власть в созданном 20 августа 1941 года «Рейхскомиссаритае Украина» была передана оккупантами «Администратору Автокефальной Украинской Православной Церкви» Архиепископу Поликарпу (Сикорскому), который впоследствии был запрещён в священнослужении Митрополитом Сергием. Де-юре управление Киевской Митрополией в результате было передано Митрополиту Николаю (Ярушевичу). 

ТАНКИ ОТ ЦЕРКВИ 

С первых дней войны Русская Церковь принимает самое активное участие в помощи войскам. В своих воззваниях Митрополит Сергий призывал армию и народ к борьбе с фашистами, подвигу и самопожертвованию во имя Родины. Во всех храмах стали совершаться молебствия «О даровании победы», а сами верующие всех без исключения приходов начали собирать пожертвования для нужд армии. 

Всего за время Великой Отечественной войны прихожане собрали на нужды обороны несколько сот миллионов рублей. Деньги пошли, в том числе, на создание знаменитой танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского, которые Церковь соорудила на собранные средства и передала советской армии. Помимо этого, был организован сбор денег в Фонд помощи детям и семьям воинов Красной Армии. «Эта забота со стороны верующих нашего Союза о детях и семьях наших родных воинов и защитников да облегчит великий их подвиг, а нас да соединит еще более тесными духовными узами с теми, кто не щадит и крови своей ради свободы и благоденствия нашей Родины», отмечал в своем обращении митрополит Ленинградский Алексий. 

ПЕРЕЛОМ 

Активная благотворительная деятельность Церкви не только не ограничивалась со стороны светской власти, но даже и поощрялась ею. Иосиф Сталин в телеграмме Митрополиту Сергию передавал привет всему духовенству, верующим и «благодарность Красной армии за заботу о бронетанковых силах Красной армии». В ходе войны верховное руководство окончательно отказывается от планов уничтожения религии и разрабатывает иную тактику, при которой религиозная жизнь должна была постепенно возрождаться, но только под жёстким контролем государства. 

Не в последнюю очередь подобной либерализации способствовали западные союзники СССР, которые всё никак не открывали второй фронт и требовали прекратить антирелигиозную кампанию. Следствием этого стало подписание Сталиным секретного постановления «Об утверждении мероприятий по улучшению зарубежной работы разведывательных органов СССР», в котором религиозные организации впервые были отнесены к объектам, представляющим интерес для органов внешней разведки. 

Одно из важнейших событий в истории Русской Православной Церкви ХХ века произошло в ночь с 4 на 5 сентября 1943 года. В Москве прошла встреча Сталина с Патриаршим Местоблюстителем Сергием и митрополитами: Ленинградским Алексием и Киевским Николаем. На встрече от лица правительства Сталиным было заявлено, что «церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку Правительства во всех вопросах, связанных с её организационным укреплением и развитием внутри СССР». Сталин положительно оценил патриотическую деятельность Русской Церкви и предложил митрополитам «высказаться об имеющихся у патриархии и у них лично назревших, но неразрешенных вопросах». Митрополит Сергий сказал, что «наиболее назревшим вопросом является вопрос о центральном руководстве» Церкви и попросил разрешения у правительства созвать Архиерейский Собор для избрания Патриарха и Священного Синода при нем. Сталин проведение Собора разрешил и при его созыве призвал «проявить большевистские темпы». Кроме того, было принято решение о создании государственного Совета по делам Русской православной церкви. 

КОНЕЦ «ОБНОВЛЕНЦЕВ» 

После первых двух лет войны впервые после революции в церковной жизни происходят положительные изменения. Те храмы, которые активно открывались вновь на захваченных германскими войсками территориях, не закрываются Советами при освобождении оккупированных республик. 
Уже 8 сентября 1943 года Собор епископов в Москве избирает Сергия Патриархом Московским и всея Руси и создаёт Священный Синод. Сталин (в кабинете которого появились портреты Суворова и Кутузова0 ЛЕГАЛИЗУЕТ Патриаршую Церковь, а созданное ранее советскими властями раскольничье церковное движение «обновленцев» — ликвидирует. 

С разрешения правительства возобновляется издание Журнала Московской Патриархии; кроме того, в свет выходит пропагандистская книга о роли Русской Церкви в защите Отечества от фашистских захватчиков. Наконец, из лагерей выпускают часть арестованных священнослужителей и архиереев, которые возвращаются к своему служению. Вместе с тем, аресты мирян и батюшек продолжаются: только за 1943 год было арестовано более тысячи православных священников, около половины из них были расстреляны. 

При этом сами священнослужители не только занимались своими прямыми обязанностями, но и шли с оружием на передовую. Так, будущий Патриарх Пимен являлся заместителем командира роты и дослужился до майора. Архимандрит Алипий (Воронов) провоевал четыре года, был ранен. Будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексей (Коноплев) на фронте был пулеметчиком. Кроме того, священники часто становились активными участниками партизанского движения. 

КРУШЕНИЕ ИЛЛЮЗИЙ 

Лояльное отношение к деятельности Русской Православной Церкви у советского правительства оставалось вплоть до окончания войны и ещё несколько лет после её успешного завершения. 10 апреля 1945 года прошла вторая встреча Сталина с церковными иерархами во главе с новым Патриархом — Алексием. Стороны обсуждали патриотическую деятельность Церкви и необходимость налаживания внешних контактов. 

Период с 1945 по 1948 годы оценивается церковными историками как один из наиболее благоприятных для Православной Церкви. Завершился этот период потому, что власть сочла чрезмерным вмешательство религиозных структур в общественную жизнь. Власти вновь прибегают к репрессиям и устанавливают крайне жёсткий контроль над Патриархией. С 1948 года до смерти Сталина в СССР не было открыто ни одного храма. С приходом к власти Никиты Хрущёва православных верующих ожидала новая эпоха гонений и богоборчества. 

 

Водосвятный молебен на Днепре и крестный ход верующих села Лоцкаменка (Украина)

 

Колонна танков имени Димитрия Донского, переданная Армии Церковью

 

Командир5-й Ленинградской партизанской бригады, Герой Советского Союза Камрицкий К. Д. прикрепляет медаль Партизану Отечественной войны

 

Митрополит Сергий

 

Митрополиты Алексий (Симанский), Сергий (Страгородский), Николай (Ярушевич) (в центре) в окружении архиереев, возвращенных из ссылки

 

Молитвы о спасении Отечества

 

На партизанских тропах Белоруссии

 

Передача колонны им. Димитрия Донского

 

Письмо митрополита Крутицкого Николая и епископа Дмитровского Илариона И. В.Сталину с просьбой принять собранные верующими к 1 мая 1 225 000 рублей в фонд помощи детям, оставшимся без родителей

 

Под иконами на командном пункте одной из дивизий. Комиссар Н. П. Степанов, комдив полковник Кутлин и комиссар дизизии полковник Рахманинов

 

Православный священник выступает перед бойцами партизанского соединения. Ленинградская область

 

Протоиерей Алексей Вышгородский читает прихожанам послание с призывом бороться с врагом и помогать партизанам. Калининская обл., 1943

 

Расстрелянные в храме фашистами военнопленные

 

Управляющий Московской епархией митрополит Николай вручает медали За оборону Москвы священникам. 1944 г.

 

Экипаж и обслуживающий персонал у танка No. 100 из колонны имени Димитрия Донского

©

Картина дня

наверх